Возможна ли филателистическая эзотерика?
2023-01-04 09:02:02, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Выход в свет почтового конверта с оригинальной маркой, посвященного А.Н. Скрябину, стал важным событием не только для любителей музыкальной тематики в филателии, но и для поклонников символизма и модерна.
![](/cmsdb/article_images/images/skrybin%281%29.jpg)
Дело в том, что изображенные на конверте ноты музыкального произведения “Орфей” украшены репродукцией работы бельгийского символиста Жана Дельвиля.
Дельвиль – художник-мистик и его интересы лежали в области оккультизма и эзотерики. Выходит, у нас появляется эзотерическая филателия? Или это просто случайный эпизод в маркоиздании?
![](/cmsdb/article_images/images/Blavatsky-333.jpg)
А нет ли ещё каких-либо филматериалов 2022 года, в которых бы была отражена эзотерическая тема? Да, такой выпуск есть! И это марка Сербии с портретом немецкого художника Йозефа Бойса. Он занимался изучением философии Рудольфа Штейнера. Жаль, что Штейнера нет на марках, хотя есть многочисленные конверты с логотипами теософского и антропософского обществ. И это интересные почтово-филателистические документы.
![](/cmsdb/article_images/images/Beyus.jpg)
Р.Штейнера пока нет, но зато теперь есть Бойс. И надо признать: это крупнейший европейский авангардист. Во время войны он был стрелком-радистом на “Юнкерсе” и его самолет был сбит в районе Керчи. Бойса подобрали крымские татары, и он утверждал, что, находясь в бреду, понимал их русский язык. Вначале он усвоил слово “вода”, а затем и множество других слов.
Будущий художник утверждал, что пережил чудесное спасение и воскрешение из мертвых. Краеведы Крыма тщательно исследовали место падения самолета и пришли к выводу, что там не могло быть никаких крымских татар. В этом полумифическом эпизоде много тайн, и получается, что апологет эзотерики действительно попал в оккультно-мистическую ситуацию. В СССР случай с Бойсом замалчивался, шутка ли сказать – рука Бога спасла полумертвого летчика! Да ещё и божья десница двигала действиями не обычных людей, а крымских татар.
Лишь в 1990-е годы в Русском музее прошла выставка графики Бойса. У него есть заслуги перед общественностью в плане участия в экологическом движении, но никто из наших журналистов не отваживался упомянуть этого активиста в природоохранной статье или заметке. Бойс благодарил не миролюбивых советских людей, спасших немецкого оккупанта, а… войлок и сало, ибо его обмазали салом и завернули в войлок. После войны спасённый Бойс стал устраивать не вечера советско-германской дружбы, а ритуальные действа, посвящённые войлоку и салу.
Не случайно и выход первой в мире бойсовской марки остался у нас незамеченным. И кому бы пришло в голову включать такую марку, скажем, в разработки о Великой отечественной войне? Или даже в коллекцию по истории Керчи?
Ну, хорошо. Бойс плюс Дельвиль. Уже обозначились контуры темы. Ну а было ли среди марок что-нибудь эзотерическое до 2022 года? Да, конечно было. В 1968 году почта ЧССР выпустила марку с репродукцией картины Ф.Купки “Девушка из кабаре”. И об этой марке следует сказать особо.
![](/cmsdb/article_images/images/cssr_chssr_chekhoslovakija_1968_iskusstvo_zhivopis_kartiny_portret.jpg)
Купка не прошел мимо новейших идей. В ранних работах художника скульптурные тела людей наполнены возвышенной эзотерической символикой. У девушки из кабаре мы видим вокруг головы то ли свечение, то ли какие-то загадочные облака. Это и есть фрагменты астрального тела…
![](/cmsdb/article_images/images/Kupka.JPG)
Но обращения к абстракции ничто не предвещало: cвой вполне реалистический стиль живописец перенес на изображение всех героев античности, которые обладали совершенством олимпийских атлетов. Однако не забудем, что Ф. Купка, начав с классических тем, быстро отошёл от стиля академических картин опять-таки в пользу абстракции. В этом он очень схож с В. Кандинским, блок с портретом которого мы тоже считаем необходимым здесь поместить.
![](http://cmsdb.appscraft.mobi/cmsdb/article_images/images/Kandinsky-Niger%281%29.jpg)
Начав с академического реализма и символизма, Купка в начале ХХ века вступил в группировку “Де Пюто”, в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии (направления, которое предусматривает наличие у человека разных энергетических оболочек) Купка стал изображать “тонкую ауру”, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. И очень многого достиг на этом пути.
Например, обнаженные тела выглядели как посредники между земным и небесным началом. Купка не был футуристом в традиционном понимании этого слова, но предложенная им модель разложения движения, для которой очень важна идея света, озаренности человека лучами, полюбилась теоретикам футуристического движения, и они довольно много написали о нём. А ведь апологеты футуризма уделяли эзотерике большое внимание…
![](/cmsdb/article_images/images/85e.jpg)
Мы вспоминаем о Купке потому, что эстетика этого талантливого авангардиста поможет нам многое понять в оформлении некоторых конвертов и марок. Мы у Купки находим формулу синтеза земного и космического с преобладанием космического. Позволим себе высказать мысль о том, что если бы Купка оставил нам теоретические трактаты о способах изображения космоса средствами масляной живописи (а теоретиком он, увы, не был), филателия была бы немного другой.
Купка дружил с американским художником Марселем Дюшаном (1887 – 1968), автором картины “Обнаженная, спускающаяся по лестнице” (1913). Эта противоречивая картина дважды воспроизводилась на марках. Обыватели возмущались, но ведь всё не так сложно: лирическая героиня оставляет на каждой ступеньке облака своей ауры, а художник это фиксирует.
![](/cmsdb/article_images/images/duchamp-single.jpg)
Принято считать, что Дюшан набрался эзотерических идей у Купки, который любил книги Е.Блаватской. Важно и то, что Купку часто называют среди друзей и коллег гениального Василия Кандинского (1866 – 1944). Он так же, как и Бойс, пережил увлечение Штейнером. Если бы Кандинский прожил дольше, он и Бойс наверняка заинтересовались бы друг другом.
А ещё упомянем выдающегося литовского художника М.К. Чюрлёниса. На советской марке дан портрет художника, а вот его картин там нет. Разве что мы видим условное изображение волн. Но ведь есть ещё и почтовые выпуски Литвы. Эти многоцветные почтовые миниатюры позволяют нам проиллюстрировать эзотерическое мировоззрение художника. Это переливающийся всеми цветами немного странный, но очень красивый мир, полный поэтических грёз.
![](/cmsdb/article_images/images/expo-small-art.jpg)
Автор этих строк публикует данную заметку исключительно в целях познания мира средствами филателии. Хочу предостеречь читателей от знакомства со всякого рода шарлатанами, желающими исправить нам кармы, почистить ауру и открыть чакры. За этим стоит величайшая опасность лишиться квартиры, а то и трезвого взгляда на мир. Знают ли вербовщики псевдоэзотерических культов, КТО такой Жан Дельвиль? Нет! У них другие цели.
А вот Йозеф Бойс, предлагавший сажать деревья и беречь животных, никого никуда не вербовал. Он безобиден и от сербской марки с его тонким лицом не исходит зловредная энергия. Даже если он и приврал насчет чудодейственного исцеления в Крыму.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)