От дворца до музея
2022-09-30 12:31:01, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Сегодня один из старейших научно-технических музеев мира отмечает свое 150-летие.
![](/cmsdb/article_images/images/1-POPOV-BLOK%281%29.jpg)
В честь этой знаменательной даты в обращение вышел почтовый блок. На почтовой марке изображено здание музея, на полях блока — первый гражданский спутник «Луч-15», почтовая тройка, первая пара почтовых марок (ввод в почтовое обращение 1 января 1858 года), прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний (первый приёмник А.С. Попова 1895 года).
![](http://www.philately.ru/cmsdb/article_images/images/konvert-muzei-popova.jpg)
Дополнительно к выпуску почтового блока изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга.
* * *
Здание, в котором сегодня размещается Центральный музей связи имени А. С. Попова, было построено по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного и политического деятеля, ближайшего сподвижника императрицы Екатерины II, светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко (1747–1799).
![](/cmsdb/article_images/images/Bezborodko.jpg)
Александр Андреевич Безбородко родился 14 марта 1747 года в семье генерального писаря Андрея Яковлевича и дочери генерального судьи Михаила Забелы Евдокии. Сначала находился на домашнем обучении, а потом учился, предоположительно, в Киево-Могилянской академии.
Служил правителем канцелярии малороссийского генерал-губернатора графа Петра Румянцева. Когда началась война с Турцией, Безбородко поступил на военную службу и состоял в армии Румянцева, сражался при Калуге, принимал участие в Ларгской битве, а также управлял делами генерал-фельдмаршала, с успехом исполняя разные тайные поручения.
В 1774 году Безбородко был пожалован в полковники, а в 1775 году, по прибытии в Москву с графом Румянцевым, поступил к государыне для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. Со временем стал самым могущественным из всех её статс-секретарей: фактически все бумаги и прошения стекались в его руки. Безбородко принимал участие в важнейших политических и государственных делах. В 1790 году был пожалован действительным тайным советником. Пользуясь неограниченной доверенностью императрицы, Безбородко имел больше силы и влияния.
В 1790-е годы Александр Безбородко купил у наследников Григория Теплова особняк на правом берегу Неву у целебных источников в Полюстрово. По распоряжению нового владельца здание было полностью перестроено. В результате новая резиденция стала одной из знаменитых загородных резиденций Санкт-Петербурга. Главной особенностью усадьбы стала необычная ограда: цепи ограждения поддерживали в своей пасти 29 фигур львов. Позднее за комплексом закрепилось название Дача Безбородко. Здание взято под охрану государства в 1935 году как памятник архитектуры конца XVIII века. Ему присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.
Кстати, все львы - уникальны. Каждый имеет свою, неповторимую улыбку, гриву и кисточку хвоста. Создателем этих скульптур, предположительно, является русский архитектор Николай Александрович Львов.
![](/cmsdb/article_images/images/daha%283%29.jpg)
В 1782 году А. А. Безбородко возглавил почтовое ведомство, а в 1797 году, при императоре Павле I, стал канцлером Российской империи.
В 1781 году под строительство дворца А. А. Безбородко купил в Адмиралтейской части города два смежных участка с отдельно стоящими строениями. Один участок ранее принадлежал наследникам придворного танцовщика, а на втором располагалось подворье Курско-Знаменского монастыря.
![](/cmsdb/article_images/images/1929.jpg)
Дворец канцлера Безбородко, 1929 год
В 1783 году новый владелец приступил к перестройке зданий. За четыре года архитектор Дж. Кваренги полностью изменил объёмно-планировочное решение имевшихся построек: объединил здания центральным флигелем и надстроил их на один этаж. Фасады дворца приобрели строгие классические формы. Имея большое состояние и хороший вкус, А. А. Безбородко не жалел денег на строительство и обустройство здания, продолжавшееся в течение шестнадцати лет.
![](http://cmsdb.appscraft.mobi/cmsdb/article_images/images/3%28288%29.jpg)
В 1792 году А. А. Безбородко приобрел большое количество картин и построил специальную галерею для их размещения. В ней хранилось более трёхсот полотен кисти известных мастеров. Дворец поражал современников наружной отделкой и великолепием интерьеров, коллекциями европейской живописи, скульптуры, бронз, фарфора, а также уникальной мебели. Знаменитая коллекция чёрных бронз дала название зданию — «Бронзовый дворец». Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании.
![](/cmsdb/article_images/images/aven-zal.jpg)
Аванзал
Были построены Аванзал в северном флигеле, Угловой танцевальный зал — в западном. В 1797 году началось строительство Большого Парадного зала, который сохранился до наших дней со всеми особенностями архитектурной композиции Дж. Кваренги.
![](/cmsdb/article_images/images/1%28445%29.jpg)
Большой Парадный зал
В 1799 году канцлер Александр Андреевич Безбородко умер. Дворец перешёл к его брату, графу Илье Андреевичу Безбородко, а затем к вдове брата, Анне Ивановне. В 1824 году «Бронзовый дворец» унаследовала племянница светлейшего князя, Любовь Ильинична, жена адмирала Григория Григорьевича Кушелёва.
![](/cmsdb/article_images/images/dvorec%2810%29.jpg)
1964 год
Семья Кушелёвых жила за границей, поэтому большая часть помещений дворца сдавалась внаём. Почтовый департамент испытывал большую потребность в дополнительных площадях, а наследники А. А. Безбородко хотели продать здание. По указу императора Николая I в 1829 году дворец был приобретен в казну для размещения в нём Почтового департамента.
![](/cmsdb/article_images/images/telegraf%282%29.jpg)
Почти сто последующих лет дворцовые помещения приспосабливались к нуждам сначала почтового, а затем почтово-телеграфного ведомства. Основные перестройки здания в 1829–1837 гг. провели архитекторы В. Глинка и А. Кавос. Большой Парадный зал приспособили под Почтовую церковь, которая действовала до 1922 года. На месте Углового зала была устроена церковная лестница, чтобы люди могли входить в Почтовую церковь прямо с переулка. Была выполнена частичная перепланировка анфилады парадных залов. В фасадной части дворца разместился Почтовый департамент, а во флигелях — его различные службы. Часть помещений флигелей использовалась под жильё для чиновников. В 1870-е гг. была проведена еще одна перестройка здания, проект которой разработал архитектор Н. А. Любимов.
Изменился внешний облик дворца — отделка фасадов была переделана в соответствии с господствующим тогда вкусом и оставалась практически без изменений до конца XX века. С 1884 по 1917 гг. здание занимало Главное управление почт и телеграфов Российской империи, затем, с мая 1917 до апреля 1918 гг. — Министерство почт и телеграфов. После переезда советского правительства в Москву освободившиеся помещения были переданы Главному управлению связи Северо-Западного округа.
![](/cmsdb/article_images/images/Clipboard01%2897%29.jpg)
Музей почт и телеграфов, основанный в 1872 году, первоначально размещался в доме № 17 по Почтамтской улице. После переезда Наркомата почт и телеграфов в Москву было принято решение перевезти туда и музей. Однако в столице для музея почт и телеграфов места не нашлось, и в 1923 году музей, получивший новое название — Музей Народной связи, был возвращен в Ленинград, в дом № 17 по улице Союза Связи (Почтамтская улица).
![](/cmsdb/article_images/images/Stamp_Soviet_Union_1960_CPA_2421.jpg)
Первая музейная экспозиция была размещена в Большом Парадном (Церковном) зале. В 1938 году в помещениях музея частично были произведены реставрационные работы. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов. В 1946–1955 гг. помещения и фасады дворца подверглись капитальному ремонту и реставрации. В 1949 году открылась первая послевоенная экспозиция.
![](/cmsdb/article_images/images/programma%282%29.jpg)
Краткий телефонный справочник Ленинградской городской телефонной сети (ЛГТС), 1970
В 1974 году в связи с аварийным состоянием дворца музейные экспозиции были закрыты для посетителей и разобраны. К весне 2001 года, по оценке КГИОП, здание было изношено на 60% и требовало полной реконструкции или сноса. Объединёнными усилиями государства, города и предприятий отрасли Бронзовый дворец удалось спасти.
![](/cmsdb/article_images/images/muzei-popova1%281%29.jpg)
Последняя реконструкция Бронзового дворца была проведена в 2001–2003 гг. с целью приспособить его для размещения экспозиций обновленного Центрального музея связи имени А. С. Попова. Были укреплены фундаменты и стены, заменены перекрытия, на месте внутренних двориков возведены два атриума, создана современная инженерная и технологическая инфраструктура здания.
![](/cmsdb/article_images/images/02%2896%29.jpg)
Были применены новые методы консервации фрагментов живописи, частично расчищенных в анфиладе парадных залов, отреставрирована лепнина, украшающая залы, и несколько парадных дверей. В процессе реконструкции отдельно стоящая транзитная трансформаторная подстанция была встроена во внутренние помещения музея.
![](/cmsdb/article_images/images/muzei-popova%287%29.jpg)
В декабре 2003 года обновленный Центральный музей связи имени А. С. Попова открыл свои двери для посетителей.
В музее хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации, датой создания которой считается 1884 год.
![](/cmsdb/article_images/images/sokrovignica.jpg)
В настоящее время коллекция является крупнейшим систематизированным собранием почтовых марок всех стран мира. Она пополняется из года в год современными выпусками всех почтовых марок стран мира — из Бюро Всемирного почтового союза в Берне и отечественных знаков почтовой оплаты — из АО «Марка».
В октябре читайте репортаж из сокровищницы знаков почтовой оплаты России.
Использованы материалы Центрального музея связи им. А.С. Попова
Фото из открытых источников