Художественно-графическое оформление филателистической литературы
2025-08-08 14:37:15, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Какие особенности есть у дизайнерского оформления книг и журналов по филателии? Давайте посмотрим.
В последние годы тиражи филателистических книг значительно упали и изданием литературы по филателии занимаются в большей степени частные издательства, а также сами филателисты.

При этом тепло вспоминается время, когда этот вид литературы был распространен. В магазинах «Союзпечати» продавались каталоги марок (ежегодные каталоги марок СССР и каталоги марок соцстран, пусть не совсем полные, но с широким временным охватом), а также и брошюры по филателии. Впрочем, не только брошюры, но и монографии (иногда даже в твердом переплете). При этом выходящие из печати монографии почти всегда рецензировались на страницах журнала «Филателия СССР».
Сегодня наблюдается спад филателистического движения, государственные издательства почти не выпускают филателистических изданий. Тем интереснее проследить, как эволюционировала эстетика оформления этого вида книжной продукции.
Перенесемся мысленно в девятнадцатый век. Первые альбомы для марок и периодические издания, предназначенные для филателистов, по своему дизайну напоминали книги. Они имели строгое оформление, хотя оформители часто прибегали к эстетическим изыскам. Они выбирали для переплетов альбомов изысканные шрифты. Часто титульные листы имели декоративные бордюры, а порой и каждый лист альбома получал красивую декоративную рамку.
В эпоху модерна рынок филателистических материалов был очень насыщенным, и филателистические альбомы были востребованы как товар. На переплетах появились красивые декоративные композиции. Художники связывали образ почтовой марки с идеей транспорта и связи. Связь между континентами символизировали медальоны с изображением представителей разных рас, которые были объединены орнаментальными узорами. Художники подчеркивали, что почта объединяет людей, и орнаментальные построения красноречиво говорили об этом.

На рубеже веков появились первые филателистические руководства. Они были украшены типовым декором эпохи стиля ар нуво. Шрифтовые композиции были тщательно выверены. Иногда художники проектировали титульные листы в виде рамки, которая окаймляла текст и содержала миниатюрные репродукции классических марок – Черного пенни, Саксонской тройки и т.д.

В 1920-1930-е годы в Германии были случаи, когда каталоги марок фирмы «Братья Зенф» оформлялись в манере экспрессионизма. В одном из каталогов слово «Зенф» на переплёте шло по диагонали, а буквы походили на изображение молний, что было не характерно для филателистической литературы, но типично для экспрессионистских изданий.

В 1940-е – 1950-е годы оформление филателистических каталогов было традиционным. Так называемое сталинское барокко породило строгий стиль оформления филателистических справочников. В центре обложки, как правило, находилась симметричная шрифтовая композиция. Импровизированные графические работы на тему филателии были невозможны.

А жаль! Очень эффектные бытовые сцены художника Гундобина, посвященные школьникам, занимающимся филателией, прекрасно смотрелись на открытках, но ни разу не были использованы на обложках книг.

В эпоху оттепели издатели стали уделять больше внимания теме досуга. Появились книги о домашних животных и птицах, аквариумистике и, конечно, коллекционированию. Филателия относится к сфере досуга, и советские художники часто придавали изображаемым персонажам юмористический характер. Образ коллекционера – смешного полного человечка с маркой в руке стал дежурным имиджем при создании филателистических обложек.
Но были и неожиданные явления. В 1967 году увидела свет книга, которая стала этапной в истории филателистического книжного дизайна. Монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» стала едва ли не первым примером поистине художественного оформления подарочного филателистического издания. Мы не хотим ничего сказать плохого о выходивших до этого массовых изданиях по филателии (среди них были очень важные для истории коллекционирования книги, просто эпохальные издания), и все же оформление было очень скромным. Книга В.Я. Бродского давала филателистам возможность перевоплотиться в искусствоведов, стать ценителями филателистической эстетики.

Однако издатели не перестают удивлять филателистов. Проходит три года после выхода книги В.Я. Бродского, и в истории филателии происходит очень значительное событие: выходит в свет нефилателистическое издание, в котором марки воспроизведены гораздо качественнее и эффектнее, чем в любом филателистическом издании СССР. Мы имеем в виду альбом «В.И.Ленин в декоративно-прикладном искусстве» (1970). Книга имела подарочный характер, поэтому мы не будем упрекать издателей за то, что репродуцированные в альбоме марки отнесены к декоративно-прикладному искусству, а не к графике малых форм. В те годы слова промграфика, графика малых форм и прикладная графика не были в ходу. Их знали только специалисты.
Альбом, посвященный В. Ленину, был напечатан в Австрии (типография «Глобус» располагалась в Вене). Все марки были даны крупно, так что можно было разглядеть детали. На черном фоне марки смотрелись особенно эффектно. Пусть это и не совсем правильно, и все же очень важно, что в соответствии с издательской концепцией этого альбома марки приравнивались к произведениям декоративно-прикладного искусства.
А в 1977 году появился роскошный альбом «Сердцем слушая революцию», который вышел в издательстве «Аврора» (СПб). Текст написал выдающийся ленинградский искусствовед Михаил Юрьевич Герман (1933 – 1918). Альбом содержал помимо прочих интересных изобразительных материалов репродукции марок РСФСР. Марки были воспроизведены укрупненно, так что можно было разглядеть все детали. Книга печаталась в Финляндии.

Трудно сказать, сколько экземпляров книги попало в руки филателистов. Книга издавалась на экспорт (на нескольких языках) и может быть, вообще не дошла до коллекционеров марок. В филателистической литературе она, кажется, не упоминалась вообще. Однако при анализе оформления этой замечательной книги хочется пожелать издателям филателистических пособий, чтобы марки воспроизводились на таком же высоком полиграфическом уровне.
А теперь приведем пример непритязательного книжного оформления. Маттиас Хаберцеттль (г.Аугсбург, ФРГ), талантливый и творчески мыслящий коллекционер, много лет собирает все о творчестве немецкого художника Вернера Клемке (1917 – 1994). И когда настало время обобщить марки, созданные по эскизам Клемке, коллекционер сам создал скромное оформление для небольшой книжки, в которой были обобщены и проанализированы все работы Клемке в области марочной графики.
Очень красивое оформление у книги О. Бухарова «Марки из старого альбома». Для обложки был выбран шрифт «Бёклин», названный так в честь знаменитого швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827 – 1901). Эти изящные буквы красиво смотрятся на голубом фоне. Это редкий пример эстетского подхода к оформлению издания о марках.

Настоящим прорывом в оформлении филателистической литературы стало появление изданий, посвященных московской Олимпиаде-80. Это был праздник для коллекционеров олимпийских марок. Книги по спортивной филателии выходили в СССР и раньше, но в конце семидесятых возник важный информационный повод.
Олимпиада-80 вызвала к жизни несколько красивых изданий, посвященных филателии, которые складывались в своеобразную книжную сюиту. Переиздание книги Евг. Сашенкова «Филателия под знаком пяти колец» стало событием. Книга была выполнена на высоком полиграфическом уровне.

А в Польше был выпущен поистине роскошный альбом об олимпийской тематике на польских марках. Если снять с него суперобложку, то мы увидим… черный квадрат. Вышло ли это случайно или это дань польских оформителей К.С.Малевичу, мы, возможно, никогда не узнаем. Но для нас при оценке этой книги важнее всего то, что издание абсолютно безупречно в дизайнерском отношении. Среди книг о почте и филателии есть настоящие шедевры. Нельзя не упомянуть замечательную детскую книгу Людвига Соучека «Туда, где не слышно голоса».

В роли оформителя этого интереснейшего издания выступил талантливый книжный иллюстратор Камил Лготак (1912 – 1990). Изобразительный ряд книги выстроен так, что собственно талантливые рисунки Лготака, созданные в озорной привлекательной манере (а привлекают они читателя своей детской непосредственностью и оптимизмом), сочетаются с фрагментами старинных гравюр и фотографиями. «Туда, где не слышно голоса» – это настоящий праздник для глаз, так как изобразительный ряд книги максимально разнообразен.
А какие ещё чехословацкие книги имеют высококачественное художественно-графическое оформление? Их немало. В целом филателистическая литература ЧССР и Чешской республики отличается высоким художественным и полиграфическим уровнем.
После всемирной выставки «Прага-62» вышел в свет альбом «Редкие марки мира» (на немецком языке). На суперобложке был помещен гравированный портрет королевы Виктории, который был положен в основу марки «Черный пенни». Развороты книги, на которых воспроизведены мировые раритеты, скомпонованы с большим вкусом. Назовем здесь ещё и монографию о художнике-гравере Йозефе Герчике (1922 – 1999). Есть в арсенале филателистов и небольшая книжка о чехословацких художниках, создававших марки. В ней представлены самые известные мастера.
После демонтажа системы социализма книги Чешской республики больше не появляются в наших магазинах, но воспоминание о них осталось. Да и сами книги ещё стоят на полках личных библиотек коллекционеров. Заинтересуются ли внуки? Покажет время.
Для филателистической литературы характерны обложки, на которых читатель видит определенные предметы, которые можно считать филателистическими символами. Охарактеризуем кратко эти символы.

Символика перфорации (зубцовки) – важнейшая дизайнерская категория. Зубцовка – отличительная черта почтовой марки и дизайнеры филателистических руководств иногда создают силуэтные изображения вымышленных марок, располагая их россыпью или веером. Зубцовка превращается в романтический пригласительный билет в страну Филателию. Иногда зубцованные прямоугольнички (символы марок разных стран) размещаются на обложках книг в виде лепестков цветка.
Символика пинцета – одной из важнейших принадлежностей филателиста – красноречиво говорила о том, что рабочее место филателиста – это своего рода мастерская, в которой следует работать не только руками, но и инструментами. Бытовало даже такое понятие как оргтехника филателии. Сегодня от всей оргтехники остались лупа и пинцет. Приборы для рассмотрения марок в инфракрасных лучах мало у кого есть.
И, наконец, символика лупы напоминала о миниатюрном характере марки. Многоцветные постановочные фотокомпозиции, на которых мы видим филателистические объекты, разглядываемые через сильную лупу, встречаются в филлитературе довольно часто. Есть и чисто графические обложки, для которых художник просто нарисовал лупу и увеличенный фрагмент марки, через которую ее рассматривает воображаемый филателист.

Современная филателия не ознаменована особыми открытиями в области оформления специализированных книг и журналов. А ведь в нашей стране много замечательных мастеров оформительского искусства. Но издательства не заказывают талантливым дизайнерам юмористическое оформление обложек, так как выполнение такой высокохудожественной обложки стоит очень дорого. Поэтому нередко концептуальный дизайн и юмористика уступают место строгому шрифтовому оформлению.
К сожалению, эта строгость не оставляет места для художнической фантазии. Укрупненные изображения марок даются на обложках и переплетах в сочетании с простыми шрифтовыми композициями. Рамки также отличаются простым геометризмом.

Очень важным шагом в книжной графике (в разрезе нашей темы) стало издание ОАО «Марка» сувенирных альбомов, в которых марки размещены на листах плотной мелованной бумаги. Это не обычные альбомные листы. На них напечатаны разные иллюстрации, дополняющие почтовые выпуски. Это удивительный синтез жанра филателистического альбома и книги по коллекционированию.
Нельзя не отметить (с неким чувством горечи), что в нашей стране не было попыток издать хоть одну миниатюрную книгу по филателии. Хотя одна из исследовательских статей такого опытного филателиста как А.Д. Гдалин (называю особенно значимое для меня имя) могла бы лечь в основу изящной миниатюрной книжечки.

Но при этом были многочисленные попытки издать малоформатные книги. Не могу не назвать красивое оформление книг журналиста М. Шпагина «Папа, мама, марки и я» и «Ребенок собирает марки». Эти небольшие монографии очень богаты содержанием, и оформление не уступает по своему уровню идейному разнообразию книг (удачному сочетанию педагогики, психологии и теории филателии).

Скажем несколько слов о шрифтовом оформлении филателистических журналов. Оно отличается разнообразием. В разных странах применялись шрифты как прямого начертания, так и наклонного. Типовой схемой журнала 1960 – 1970-х годов было сочетание шрифтовой композиции в верхней части обложки и укрупненного изображения марки или россыпи марок в нижней половине листа.

Вот уже много лет филателисты-авторы берут оформление монографий и каталогов в свои руки. В начале девяностых, когда государству было не до филателии, каталоги (в том числе каталоги выставок) и брошюры печатались на подручных материалах, т.е. на той бумаге и даже тонком картоне, которые могли достать кооперативные издательства.
В двухтысячных ситуация несколько улучшилась, но часто авторы сами осваивали издательские программы (например, Pagemaker) и макетировали свои издания. Они же оплачивали типографские услуги.
И все же есть причины вспомнить добрым словом даже конфликтные девяностые годы. В сферу филателистической торговли пришел молодой талантливый архитектор Валерий Борисович Загорский. Созданная им стройная система филателистических каталогов известна сегодня во всем мире. Каталоги бренда «Стандарт-коллекция» являются нормативными для тысяч филателистов наравне с Ивером и Скоттом. Они имеют строгое, но очень эстетичное оформление.
Говоря языком Пушкина, В.Загорский зажег лампаду новой эры филателистического книгоиздания. И все же сегодня книги по филателии печатаются порой мизерными тиражами, хотя выглядят они красиво. Выставка «Россия-24» показала, что в филателистическом обиходе есть по-настоящему красиво оформленные книги и брошюры.

Из новейших изданий хочется, например, назвать книги филателиста В.Н.Агаркова, которые отличаются качественным оформлением. Обращает на себя внимание, как тщательно во всех отношениях выполнены эти издания. Они заслуживают отдельной рецензии.

Изобретение нейросетей может в будущем привести к появлению новых явлений как, собственно, в почтово-филателистической графике, так и в оформлении альбомов для марок и книг по филателии. Думаю, что многим филателистам интересно, какие открытия подарит нам искусственный интеллект. Оценить эти новшества – дело будущего.
Фото портала Филателия.РУ и из открытых источников
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Сказка на почтовую тему
Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
Великая Отечественная война в живописи и графике
Здравствуйте, мистер Крейн
Великий дар актера Смоктуновского
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления