Неповторимые узоры
2025-06-24 16:32:52, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Что б ни случилось я к милой приду
В Вологду гду гду гду
В Вологду гду
Сам я за ответом приду
Если бы песня Бориса Мокроусова на стихи Михаила Матусовского «Вологда» появилась на свет на полтора столетия раньше, то тропининский «Гитарист» вполне мог бы спеть ее «Кружевнице». И «за ответом» ему тоже пришлось бы приходить самому, потому, что труд кружевницы настолько нелегок, что бросить коклюшки и кинуться в объятия любимого было просто невозможно!
И так непросто складывалась судьба многих вологжанок, и девушек из округи Вологды, где многие селения стали центрами кружевоплетения с тех пор, как из Италии сюда пришла мода на кружева.
Когда мы рассказывали о Хохломе, вспоминали немца, у себя на родине изготавливавшего деревянную посуду под видом хохломской, чтобы она пошла нарасхват. По-другому вышло с кружевами. Конечно, на итальянские они не похожи. Равно как и на наши, отечественные. На долгие годы вперед мы задумали в серии «Русские художественные промыслы» цикл статей о кружевах, стремясь показать и российские, и зарубежные узоры. А вы сможете полюбоваться и теми, и другими.

К 21 августа 2007 года дизайнер В. Бельтюков оформил серию марок № 1190-1195 «Россия. Регионы», в которой миниатюра №1191 посвящена Вологодской области.

Здесь, на фоне архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря и Череповецкого металлургического завода, особо нежно звучит схематичный рисунок вологодского кружева.

Первому же знакомству филателистов с искусством вологодских кружевниц способствовали советские марки №1994 с гребенчатой зубцовкой и №1994А – с линейной, выпуска 30 марта 1957 года по рисунку Евгения Комарова. Одновременно с этим они являются мажорным вступительным аккордом серии 1957-1958 годов «Декоративно-прикладное искусство народов СССР».

8 января 1964 года вологодское кружево, благодаря художнику Н. Е. Круглову, стало иллюстрацией издания Министерства связи СССР – маркированного конверта, франкированного четырёхкопечной маркой стандартного выпуска 1961 года.

С 1840-х по 1890-е годы, более восьмисот вологжанок и жительниц окружающих город деревень обучились кружевоплетению у Анфии Фёдоровны Брянцевой и её дочери Софьи Петровны.

Российский и советский художник, архитектор Иван Андреевич Гальнбек, разработал особую программу преподавания рисования для учениц Мариинской школы кружевниц в Санкт-Петербурге. В 1885 году её окончила Анна Ивановна Чурина.

Она научилась у Ивана Андреевича составлять оригинальные рисунки кружев, за которыми к ней в Вологду приезжали кружевницы из разных деревень. В общей сложности у Анны Ивановны на вологодчине было порядка трёхсот учениц. Ещё 180 кружевниц обучила её сподвижница Рахиль Фиолетова. С её именем мы ещё неоднократно встретимся, когда будем рассказывать о Елецком кружеве, которому Анна Ивановна Чурина отдала немало лет своей беспокойной, но такой благородной жизни.

Пауза в отношении «кружевной» тематики в отечественной филателии длилась до 14 июня 1979 года, когда, наконец, увидела свет эмиссия №4853 — концовка советской серии марок, посвящённых русским художественным промыслам. Кляйнбоген был просто безупречно оформлен художниками Иваном Мартыновым и Николаем Черкасовым.

А ведь прибегнув к теме кружев, отечественной почте можно было бы создать шикарную серию почтовых марок. Тем более, что во множестве дружественных стран миниатюры с изображением национальных кружев выпускались с большим успехом.
К 12 декабря 2011 года дизайнер О. Шушлебина оформила четыре листа, которые посвящались кружевоплетению в качестве традиционного вида русского народного творчества, составившие серию почтовых миниатюр № 1550-1553 «Декоративно-прикладное искусство. Кружево».

Квартблок составляет вологодская салфетка конца XX – начала XXI века.

«Вологодчина кружевная» — название выставки, которая больше двух месяцев будет открыта во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Во Владимирской области с давних пор выставлялось кружево: там впервые в России выставляли халашские изделия из Венгрии. Больше десятка лет в городе Радужный проводится межрегиональный фестиваль кружева.

Халашское (холашское) кружево из венгерского города Кишкунхалаш, для удобства чаще называемого Халашем, представляет собой стиль игольного кружева.
К 15 февраля 1960 года венгерский дизайнер Ева Зомбори подготовила к печати серию марок, посвященных настоящему халашскому чуду.

Кружевные марки Венгерской Народной Республики печатались на бумаге с многократно повторяемым водяным знаком под названием «Звезда Венгрии. Тип 2». Халашские кружева, выставлявшиеся во Владимирской области на тех же самых стендах, что и вологодские, следует назвать продуктом венгерского промышленного искусства.

Нумерация беззубцовых марок от зубцовых отличается только дополнением в конце литеры «V». Халашское кружево значительно моложе вологодского, поскольку появилось только в 1902 году. С этого момента оно считается достаточно популярным видом венгерского народного творчества.

Пожалуйста, обратите внимание на то, что композиция каждой марки построена очень тактично – никакие части кружева не перекрываются ни служебными, ни пояснительными текстами. Приятно сознавать, что одна из кружевных мастерских, построенная на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, сохранилась и на полную мощь продолжает свою работу.

В XX столетии халашские рукодельницы настолько «вошли во вкус», что это замечательное венгерское кружево стало конкурировать на международном рынке с венецианским и брюссельским. Их изделия, которые были выполнены из халашского кружева, представлены поочерёдно на нескольких всемирных выставках, и каждый раз завоёвывали главные призы.

Халашское кружево неоднократно становилось правительственным подарком именитым и известным людям, совершавшим дружественные визиты в Венгерскую Народную Республику. Этот вид декоративно-прикладного искусства относят к числу «хунгарикумов», как принято называть лучшие образцы венгерских сокровищ мирового класса.

Четыре года спустя, после выхода вышеупомянутой серии, посвящённой халашскому кружеву, к Еве Зомбори присоединился ещё один дизайнер — Михай Фюле, с которым они к 28 февраля 1964 года оформили новую «кружевную» серию для печати в Государственной типографии «ANY Security Printing House Plc», располагающейся в Будапеште. И решение продолжить серию видится совершенно справедливым, поскольку халашское кружево покорило весь мир.

На начальном этапе своего развития халашское кружево было не белым, каким мы привыкли видеть его сейчас, а имело нежно-оранжевую, бледно-зеленую либо желтую расцветку. Ближе к концу XIX века промышленные художники вплотную подошли к созданию халашского кружева.

В Венгрии халашское кружево изготавливалось не только в самом Халаше, но также и в нескольких мастерских мануфактурного типа. С большим рвением и высокими результатами популяризировала халашское кружево мастерица Мария Маркович (1875–1954).

Она внесла огромный вклад в популяризацию халашского кружева. Подойдя к Дому кружева и Музею кружева в Кишкунхалаше, вы увидите на его внешней стене рельефное изображение Марии Марковиц работы скульптора Белы Куч.
Автором первых эскизов, изготовленных в 1902 году в Халаше кружев, стал вдохновенный учитель рисования Арпад Декани, страстно желавший собрать весь накопленный в области венгерского народного декоративно-прикладного искусства материал и стать изобретателем принципиально новой методы кружевоплетения, способной прославить его родные места.

В 1994 году у Дома кружева ему и Марии Марковиц был установлен памятник .

Йожеф Жени (1860–1931), являвшийся подрегистратором Пештского уезда, широко известен как зачинатель халашского кружева. Из старинной хроники позднеантичного дипломата, византийского летописца V века Приска Панийского он узнал, что кружевные украшения существовали при дворе вождя Гуннов - короля Аттилы, и плелись его многочисленными слугами: «На следующий день я отправился ко двору Аттилы и принес подарки его жене, которую звали Река. Я нашел женщину лежащей на мягком ковре. Его окружали слуги, а перед ним сидели служанки, которые также прислуживали на полу, вышивая пестрыми нитками покрывала, которые они делали для украшения своих варварских одежд».

Фирменным мотивом халашского игольного кружева стала роскошная бабочка, которая в каждом рисунке хорошо узнаваема и неповторима. Уникальна и сама работа венгерских кружевниц, которых к нашему дню, к глубокому сожалению, осталось всего несколько. Но именно они владеют неподражаемо утончённой техникой плетения «воздушного» игольного халашского кружева.

Сегодня мы вспомнили с вами только о Вологодском и Халашском кружеве. А если соединить все кружева мира в одну линию, то из них, наверняка, получится красивый воротничок для нашей прекрасной планеты! До новых встреч!
Ю.А., П.А. и О.Ю. Латышевы
Русские художественные промыслы
Дарю вам огромный букет!
Букет из Жостово
Русской души торжество
Эпоха возрождения Федоскино. К 230-летию федоскинского художественного промысла
Волшебство Палехской миниатюры
Семь веков бело-синей Гжели