Обер-архитектор Императрицы
2025-06-19 15:01:40, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
10 мая – день памяти великого русского архитектора итальянского происхождения графа Франческо Бартоломео Растрелли, сына скульптора графа Бартоломео Карло Растрелли. В 2025 году мы отмечаем 325 лет со дня его рождения.

К 23 августа 2000 года художник Хания Бетрединова создала одностороннюю почтовую карточку с оригинальной маркой № 104/окр-2000 «300 лет со дня рождения В.В. Растрелли, российского архитектора». Творения Растрелли – настоящая гордость столицы Российской империи, и далеко не только ее.

Прежде чем стать обер-архитектором Елизаветы Петровны, Растрелли впервые самостоятельно строит в Рундале и Митаве. Его заказчиком становится фаворит Анны Иоанновны — герцог Эрнст Иоганн Бирон. Рунтальский дворец, запечатлённый на марке и картмаксимуме Латвии, был призван стать для герцога «долиной спокойствия».
Помимо этого, Растрелли несколько раз был в Москве, чтобы ознакомиться с русским зодчеством. И только потом, благодаря рекомендациям Бирона, он становится обер-архитектором Елизаветы.

С 1747 по 1752 год граф Франческо Бартоломео Растрелли был занят работой по строительству дополнительных помещений и принципиального изменения внешнего облика Большого дворца в Петергофе. К 5 июня 2024 года художник-дизайнер М. Бодрова оформила почтовый блок № 3263 «К 70-летию присоединения России к ЮНЕСКО. Государственный музей-заповедник «Петергоф» с изображением вида на Большой дворец из Верхнего сада.

Мы с вами уже немало говорили о том, как много внимания этому дворцу уделяли Земцов, Шлютер, Леблон и многие другие архитекторы. И все же именно Растрелли принадлежит заслуга его необыкновенного преображения.
К 5 декабря 2003 года художник-дизайнер Роман Геннадьевич Комса подготовил серию № 898-901 «Четвертый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации», на рисунке эмиссии №900, в составе которой изображается фрагмент фасада Большого Петергофского дворца.

В 1747 году граф Франческо Бартоломео Растрелли создаёт эскиз Андреевского собора для семейных богослужений Романовых во время их визитов в Киев. В 1852 году фотохудожник Роджер Фентон показывает облик Андреевского собора с Подола. На фотооткрытке 1911 года собор запечатлён во всей своей красе.

В 1752-1757 годах граф Франческо Бартоломео Растрелли полностью перестраивает Екатерининский дворец в Царском Селе, подаренный Петром Великим своей супруге Екатерине Первой.

К 17 июля 2006 года дизайнер А. Дробышев создал сцепку марок № 1129-1131 в листе с оформленными полями «250 лет завершения строительства Большого Царскосельского дворца».

К их выходу в свет был приурочен конверт первого дня № 1489 с изображением центрального фрагмента золотых ворот, включающего символическую подачу императорской короны и герба Российской империи в окружении декоративного растительного орнамента в поле иллюстрации.

4 года спустя, к 18 июня 2010 года дизайнер А. Дробышев оформил почтовый блок марок № 1419-1421 «Царское Село. 300 лет», выполненный способом многокрасочной офсетной печати с припрессовкой золотой матовой фольги. К его выходу в свет был приурочен конверт первого дня № 1626 с теперь уже с полным изображением золотых ворот, ведущих во внутренний двор Большого Царскосельского дворца.

Миниатюра Гвинеи-Бисау 2003 года издания в нашем филателистическом арсенале пока что остается единственной, которая включала бы в свое изобразительное поле фрагмент фасада Большого Царскосельского дворца с дворцовой церковью.

В статье «Целительница ран душевных», увидевший свет на страницах портала «Филателия.РУ», мы рассказали о том, с какой любовью и заботой относился Растрелли к полученному российской императрицей Елизаветой Петровной от своего отца наследству – Янтарной комнате.

25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко поступила в обращение серия из трех почтовых миниатюр с блоком № 945-948 «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"».

В 1750-е годы Растрелли курировал ремонтные работы во дворце в Стрельне, который получит название Константиновского, а в постсоветское время станет резиденцией Президента Российской Федерации.
К 17 сентября 2008 года художником-дизайнером Владимиром Ивановичем Бельтюковым была подготовлена почтовая эмиссия № 1272 «Россия. Регионы. Ленинградская область», значительную часть изобразительного ряда которой и составляет Стрельнинский дворец, а также его отражение в пруду.

Немного поступаясь соображениями хронологической последовательности и забегая вперед, следует отметить, что при строительстве для Елизаветы Петровны Зимнего дворца со стороны его главного фасада по образцу Стрельнинского дворца появится трёхчастная сквозная арка. Принципиальное ее отличие от стрельнинской будет состоять в том, что в Зимнем дворце такая арка будет с обеих сторон здания находиться на уровне первого этажа, в то время как в Стрельне она воспринимается так только с дороги, ведущей ко дворцу. При взгляде же со стороны пруда становится понятным, что кареты сквозь такую арку не проедут.

На дореволюционной открытке изображается Воскресенский собор при Смольном институте, который временем своей постройки, собственно, и разделяет в творческой биографии Растрелли Стрельнинский и Зимний дворцы.
В период с 1748 по 1757 год Растрелли реализует свой уникальный замысел ансамбля Смольного монастыря. При строительстве Смольного архитектору удалось в полной мере учесть стремление Елизаветы Петровны сделать облик обители, где она намеревалась завершить свой жизненный путь, соответствующим планировке знаменитых на весь православный мир древнерусских монастырей.

Но ни в Смольном, ни в Зимнем императрица пожить уже не успеет! Оба этих детища императрицы так и останутся ее золотой мечтой – превзойти великолепием наружного и внутреннего убранства светского и культового сооружений Версальский дворец, так и не посватавшегося к ней Людовика.

В нижнем поле почтового блока № 1376 «История Российского государства. 300 лет со дня рождения Елизаветы Петровны (1709-1762), императрицы», поступившего в обращение 6 ноября 2009 года, гравер О. Клочкова и дизайнер Г. Балиев поместили изображение центральной части главного фасада построенного в 1754-1762 годах Зимнего дворца, выходящего на Дворцовую площадь.

Здесь он находится в заботливых объятиях узоров Елизаветинского барокко, чьим лучшим воплощением и стали воздвигнутые Растрелли архитектурные шедевры, доставшиеся нам, благодарным потомкам, в наследство.

К 15 мая 2003 года художники А. Жаров и Л. Зайцев представили серию марок № 849-855 «300 лет Санкт-Петербургу», где на миниатюре №853 можно увидеть невский фасад Зимнего. И не только здесь!

К 26 апреля 2013 года дизайнер O. Иванова подготовит к выпуску горизонтальную сцепку из трёх марок № 1690-1692 «Всемирное культурное наследие России. «Исторический центр Санкт-Петербурга». На ней будут последовательно представлены Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, а также Стрелка Васильевского острова.

3 ноября 2000 года в типографии «House of Questa» была напечатана марка, изображающая построенный в 1772 году Растрелли Елгавский (ранее – Митавский) дворец. Это было уже на закате его карьеры, которую он заканчивал с герцогом Бироном.

Отвергшая услуги Растрелли Екатерина Вторая сделает Зимний дворец своей резиденцией, тем самым, сама того не желая, увековечит его имя!

Говорить и писать о нем можно практически бесконечно. А поэтому – продолжение следует!
Кстати, на днях нам прислали из Италии вёрстку этой статьи для журнала «Россия и Италия: общие культурные традиции», который выйдет из печати через две недели. Обычно они были нашим резонансом, но сегодня мы решили их опередить.


Фото П.А., О.Ю. Латышевы
Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы, М. Радаэлли, М.Лофрано и М. Луисетто