Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Юбилей Метрополитена

Поиск по статьям:

Юбилей Метрополитена

2025-05-15 15:19:10, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

90 лет тому назад, 15 мая 1935 года, в Советском Союзе торжественно открыли первую очередь Московского метро. Сегодня Московский метрополитен является одним из крупнейших и красивейших в мире.

В январе 1935 года почта СССР выпустила серию марок, посвященную строительству первой очереди Московского метрополитена (1932-1935). Последняя марка этой серии — «Библиотека им. Ленина», зелёного цвета номиналом 20 коп., на которой впервые в мире была изображена станция метро.

Немного истории

Первое метро построили в Лондоне в 1863 году. Это была линия из семи подземных станций длиной 3,6 км, где, с промежутком в 15 минут, курсировали паровозы. Первое метро, или tube – труба, как его прозвали англичане, проходило по неглубоким туннелям и открытым траншеям. Через пять лет метро появилось в Нью-Йорке.

В 1890 году в Лондоне и Нью-Йорке вместо паровозов в метро ходили поезда на электрической тяге. С этого времени метрополитен стал очень выгодным предприятием и его начали строить во многих городах мира — в 1896-м в Будапеште и Глазго, 1897-й в Бостоне, 1900-й в Париже, 1902-й —  в Берлине, в 1907-м — в Филадельфии, в 1912-м — в Гамбурге, в 1913-м — в Буэнос-Айресе, в 1919 — в Мадриде, в 1924-м — в Барселоне, 1925-м — в Афинах, 1926-м — в Сиднее, 1927-м — в Токио...

Транспорт Москвы

Почти три столетия извозчики оставались безраздельными хозяевами московских улиц и лишь в сороковых годах XIX века в Москве появились «линейки» — экипажи для перевозки нескольких седоков по постоянному маршруту - «линии».

В 1872 году в Москве запустили конно-железные дороги — «конки», а в 1899 году — трамваи.

К Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже открыли метрополитен, а уже через год в России появились первые проекты «электрической железной дороги большой скорости внеуличного типа» для Санкт-Петербурга и Москвы.

Проектировщики хотели сделать метро как можно более открытым. Тоннели составляли меньшую его часть, большинство же линий планировалось пустить по эстакадам, неглубоким тоннелям или насыпям. Смелые идеи инженеров поддерживали предприниматели и чиновники, но денег на их реализацию в казне не оказалось.

В 1912 году население Москвы приблизилось к 2-м миллионам. Тогда власти вспомнили о метрополитене и сами организовали разработку проекта. Специалисты городской управы подготовили документ «Основные положения проекта», в котором, учитывая радикально-кольцевую планировку Москвы, предусматривалось создание трех первоочередных диаметров и линий по Садовому кольцу в отдаленной перспективе.

На этот раз намерения властей были самыми серьезными, но началась Первая Мировая война, затем — Революция, сразу перешедшая в Гражданскую войну...

После десятилетий голода и разрухи население в Москве опять стало расти и к началу 30-х годов достигло 4 млн человек. В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято постановление о том, что «повседневная работа по улучшению городского транспорта не разрешает в целом общей проблемы транспорта в столице, поэтому необходимо приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства разрешающего проблемы быстрых и дешевых людских перевозок».

Уже 23 сентября 1931 года был создан Метрострой, или Управление государственного строительства по проектированию и сооружению Московского метрополитена. Его возглавил Павел Ротерт, опытный инженер, руководивший строительством Днепрогэса. Куратором стройки от ЦК ВКП(б) был назначен Лазарь Каганович.

Сначала решили обойтись открытым способом прокладки тоннелей, который возможен при их неглубоком заложении — не более 12-15 метров от поверхности. Но когда на опытном участке повредили трубы водопровода и канализации поняли, что надо вести тоннели глубже, а значит, проходить их придётся закрытым способом, как шахты.

В 1933 году в Англии был куплен проходческий щит. Когда 130-тонный агрегат собрали на площади около Большого театра, люди смотрели на него как на диво, мало кто верил, что такая махина заработает. Потом щит разобрали и спустили под землю на участок площадь Свердлова – площадь Дзержинского. Машина успешно работала под управлением двух англичан…

Другой англичанин, знаменитый писатель – фантаст Герберт Уэллс, которого в 1920 году приглашали «приехать к нам лет этак через 10», взял, да и приехал. Во время своего повторного визита в Москву он ознакомился с проектом Московского метро и посоветовал радушным хозяевам «не тешить себя утопиями, а закупить в Англии 1000 автобусов для организации нормального пассажирского движения в Москве».

Одна из причин по которой Московское метро стало глубоким состояло в том, что метрополитен строили не просто как общественный транспорт, но и как бомбоубежище. В 1932 году в Люберцах построили несколько секций метро-тоннеля неглубоко под землёй. С самолёта сбросили несколько фугасных бомб и тоннель не прошёл испытание… В годы Великой Отечественной войны именно глубокое залегание станций метрополитена (до 40-45 метров) дало возможность использовать их как надежные бомбоубежища.

С начала войны метро заработало в двух режимах: днём в обычном, транспортном, а ночью – как бомбоубежище на полмиллиона человек.

Под землёй проводились совещания и торжества. 6 ноября 1941 года на станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции. На станции «Кировская» почти всю войну находился штаб противовоздушной обороны Москвы и некоторые отделы Генштаба.

Станции метро

Но вернёмся в 1935 год, когда 15 мая состоялось торжественное открытие Первой очереди метро: «Сокольники» – «Парк культуры», «Охотный ряд» – «Смоленская». Всего 13 станций. Протяжённость линий была 11,2 км. Время прохода поезда по линии составляло 23 минуты.

В 1936 году метро перевозило в сутки до 180 тысяч пассажиров. Через год, на Всемирной выставке 1937 года в Париже, три станции Московского метро – «Сокольники», «Красные ворота», «Дворец советов», получили дипломы Гран-При всемирной выставки.

Строительство второй очереди метро со станциями – «Смоленская» - «Киевская», «Площадь Свердлова» - «Сокол» завершилось в 1938 году и в 1940 году метрополитеном перевозили в сутки уже около 1 млн пассажиров…

В декабре 1941 года, когда непосредственная угроза Москве миновала, метростроевцы продолжали строительство 3-й очереди и к концу войны открылись еще семь станций – по линиям – «Курская» - «Стадион имени Сталина» (теперь «Измайловский парк»), «Площадь Свердлова» - «Завод им. Сталина» протяженностью 13,3 км. 1 января 1943 года в эксплуатацию сдали участок от «Площади Свердлова (ныне «Театральная» до «Завода им. Сталина (ныне Автозаводская) с промежуточными станциями «Новокузнецкая», «Павелецкая». 18 января 1944 года вступил в действие участок от «Курской» до «Стадион им. Сталина» со станциями «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» (ныне «Семеновская»).

Четвертая очередь метро – строительство кольцевой линии с 12 станциями была сдана в 1954 году и её протяжённость составила 19,33 км. Первые шесть станций кольцевой линии «Парк культуры», «Октябрьскую», «Добрынинскую», «Павелецкую», «Таганскую» и «Курскую – начали проектировать в конце войны и их архитектура подчеркивает триумф государства – победителя. Станция «Октябрьская» - здесь всё строго и торжественно. Главное украшение – барельефы с изображением воинов на потолке и лавровые ветви.

Станция «Павелецкая» - подземный храм из мрамора. Величественные колонны по углам станции замерли словно солдаты в почетном карауле… На торцевой стене станции золотой герб СССР – символ страны – победительницы, его поддерживают рабочий с молотом и колхозница с серпом — главная опора Советского государства.

Самая большая и величественная станция кольцевой и всего московского метрополитена – «Комсомольская кольцевая» вступила в строй в 1952 году. Вместо обычной высоты перронного зала 5,5 метров, здесь высота 9 метров, ширина зала увеличена с традиционных 8 метров до 11 метров, а длина зала 159 метров. В украшении станции широко используется массивная лепнина, многоцветная мозаика с использованием золота. Станцию освящают хрустальные люстры диаметром в 2,5 метров.

«Комсомольская» рассчитана на огромный поток пассажиров, прибывающих сюда с трёх московских вокзалов и архитекторы хотели представить им станцию как визитную карточку столицы…

В марте 1953 года вагоны метро оборудовали системой радиовещания и впервые прозвучало теперь уже всем знакомое: «Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция…».

Билет в метро

Первый билет в метро был такой же как и на железой дороге. Пассажир покупал билет в кассе проходил мимо дежурного в железнодорожной форме, который проверял и компостировал его. Красный билет давал право на проезд от «Сокольников» до «Парка культуры», желтый — обратно.

В 1936 году картонные билеты заменили бумажными талонами. Они были желто-красные, как вагоны метро с эмблемой метрополитена в центре.

Первые билеты стоили 50 копеек, затем 40, а с октября 1935-го – 30 копеек. В 1942 году вернулись к 40 копейкам, в 1948-м цена вновь выросла до 50 копеек.

Первого января 1961 года сталинский полтинник превратился в хрущёвский пятак, который и составлял стоимость проезда в Московском метро целых 30 лет, до апреля 1991 года.

Эпилог

В апреле 2005 года Почта России выпустила блок на котором были две марки номиналом 5 и 10 рублей. На них были изображены – первая линия Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры» и современный план Московского метро.

Через десять лет — 30 апреля 2015 года в серии из четырех марок «Оружие Победы. Бронепоезда», на марке номиналом 12 рублей, был изображен бронепоезд «Московский метрополитен».

Возможно, Почта России выпустит марку, посвященную 90-й годовщине открытия первых станций Московского метрополитена?!

Михаил Севастьянов

Иллюстрации из открытых источников

Другие статьи автора:

История на марках. Герб Советского Союза
Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
Стратостаты и стратонавты на почтовых марках  
Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
Олимпийские творцы
Загадка одной марки
«Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
Фестиваль молодежи — фестиваль мира
Вселенная Эдвина Хаббла
Первые перелеты через океан
Le petit Santos — Герой Бразилии
Первые и последние марки Советского Союза
Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
Выставки на марках
Иберо-Американская выставка в Севилье
Письма из Китая
Вопрос филателистам
Три письма из Китая
Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
Люди, «перевернувшие» Землю
«Черное золото» на почтовых марках
История баскетбола на почтовых марках
Первые памятные марки Америки
Круглый стол. Загадка одной марки
Первые олимпийские марки КНР

Вторая Олимпиада КНР
Организация Объединенных Наций на почтовых марках
Уникальная открытка
Комментатор Священного писания
Письма XIX века

Марочные тетради
Первые альбомы для марок
Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
Два автографа Гагарина
Позывной «Чайка»
Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
Неизвестный Герой Советского Союза
Филателистический авторгаф Чарльз Дьюк



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru