Храм искусства Сергея Ульяновского
2025-05-01 06:45:25, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Какие они, художники, рисующие марки? Филателисты могут с легкостью перечислить их всех поименно. Но когда о человеке знаешь чуть больше, чем просто фамилию, то и его работы воспринимаешь совсем иначе.
Творческие встречи с художниками, работающими в АО «Марка», давно уже стали доброй традицией. Они всегда проходят с полным залом, с очередью на автограф-сессию и кучей вопросов, на которые очень хочется получить ответ. И каждый раз, коллекционеры — и опытные, и совсем юные, затаив дыхание слушают человека, чьи работы они бережно хранят в своих альбомах.
На такие мероприятия многие приезжают заранее. Кто-то, чтобы занять место получше, а кто-то — купить открытку или конверт для автографа. Вот и на встречу с художником Сергеем Александровичем Ульяновским почитатели его творчества пришли задолго до ее начала...
* * *
29 апреля в рамках мероприятия к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в московском салоне «Коллекционер» состоялась встреча с художником, автором многих почтовых марок военно-патриотической тематики Сергеем Александровичем Ульяновским. Его марки являются достаточно уникальными, авторскими и неповторимыми.

Сергей Александрович оказался очень простым и общительным человеком. Он рассказал о том, как работает над созданием марок и ответил на все вопросы, уделив внимание всем без исключения.

— Неправильно считать, что автором марок является только художник, — начал свой рассказ Сергей Александрович. — Это совместное творчество, где вкупе работают литературные и художественные редакторы, дизайнеры, фотографы — целая команда. Но я еще дополнительно сам изучаю большое количество материала. Не люблю лень и халтуру. Если за что-то берусь, то стараюсь выложиться до конца, на что способен. Еще в молодости дал себе слово никогда в жизни не халтурить, а если хоть раз подкачаю, то с этого момента на таком халтурном уровне и буду работать. Слово свое держу!
— Сколько лет вы занимаетесь созданием марок? — посыпались вопросы из зала.
— В АО «Марка» работаю больше 12 лет. За это время, конечно, уже создано много проектов, и не только на военную тематику.
— Вам нравится ваша работа?
— Очень. Я долгие годы работал арт-директором и главным художником рекламных компаний. Реклама — это реклама. А здесь все совсем не так... Это совершенно другое творчество — портреты и пейзажи, животные и люди, сюжетные композиции и всё это связано каким-то событием, какой-то датой.
— Сколько на вашем счету почтовых марок?
— Только на тему Великой отечественной войны, возможно, больше 50. Не считал. Но вам, наверное, интересны не цифры, а как все это происходит, как создается марка. И есть разные способы. Раньше все это рисовали вручную, делали гравюры, штриховые рисунки карандашами и красками. Сейчас, в основном, работают на компьютере, но при этом есть художники, которые до сих пор рисуют по старинке — красками и карандашами. Почтовая марка, для меня лично, точно такое же художественное произведение, как, скажем, картина или гравюра. А компания «Марка» для меня — это храм. Храм искусства.
— Работа над какой маркой была самой интересной?
— Для меня самая интересная — серия «Путь к Победе». Почему? Потому что была очень сложная задача. Во-первых, эти композиции выполнены в виде мемориальных барельефов. Эту форму я выбрал чтобы усилить значимость событий, и это моя дань памяти, уважения и благодарности нашим предкам, которые отдавали свое здоровье и жизнь, защищая нашу Родину. Во-вторых, барельефы усложняют работу, но и делают её интереснее. Здесь невозможно было взять, скажем, фотографию и просто с нее срисовать момент. Для начала делались наброски композиции, шёл поиск фигур, оружия и техники, а затем уже были фотоэтюды — как человек стоит, как он держит винтовку, как и куда смотрит...

Тут бывали и казусы. Например, на марке форсирования Днепра солдат тащит пулемет Горюнова. Редактор созванивался с Центральным музеем вооруженных сил, чтобы я мог к ним приехать и взять пулемет для натурной фотосъемки. Я попросил товарища поехать со мной. Мы привезли с собой гимнастерку, бриджи, сапоги, каску, ватник... даже ремень. А в музее нам говорят, что пулемет стоит в стеклянной витрине и вытаскивать его оттуда никто не собирается. Что делать? Где взять оружие для фотоэтюда?
Выход нашелся... У нас был гофрокартон, вот из него я склеил пулемет в натуральную величину. Мой товарищ надел ватник, каску и потащил этот картонный пулемет с таким выражением лица, словно он идёт в бой и катит не бутафорское оружие, а настоящее, весом более 100 килограмм.

Из картона был сделан и пистолет ТТ. А когда началась пандемия, я работал над маркой «Манчжурская операция», на которой в руках бойца был пулемет ДП-28. Все закрыто, все сидят дома. Где я возьму этот пулемет? К счастью, у меня дома оказалось много картонных коробок, из которых и склеил ДП-28. И уже вот этим пулеметом, перед штативом с фотоаппаратом, я шел в атаку у себя дома.
После этой серии была марка, посвященная ополчению. После её выхода мне звонили дети вот этих московских ополченцев, а им уже сейчас далеко за 80, и благодарили за работу.
— Сергей Александрович, возвращаясь к серии «Путь к Победе», скажите, люди, изображенные там, настоящие или вымысел художника?
— Вы заметили, что в разное время у людей меняются лица? В 20-е годы они одни, в 30-е уже другие, в наше время совсем иные. Чтобы точно воспроизвести лицо того времени, прочувствовать момент, долго пересматривал фотографии тех лет. Я не преследовал цель, чтобы человек был на кого-то похож, нужно было создать художественный образ. Но, на марке, посвященной труженикам тыла, изображена моя мама — простая русская женщина, которая с 16 лет, и всю войну, работала на токарном станке, а после Победы была награждена медалями! Кстати, я долго уговаривал руководство выпустить эту марку, потому что без подвига тружеников в тылу не было бы Победы. Ее ковали и на фронте, где воины отдавали свои жизни, и в тылу, где труженики отдавали свое здоровье и все, что могли...

— При создании марок многие художники пользуются специальными программами, создавая коллажи. А как это делаете вы?
— Расскажу случай. Однажды в АО «Марка» пришли люди из Авторского Общества и сказали, что нашу компанию оштрафуют за нарушение авторских прав, так как на одной из марок изображена скульптура Маркса, которую создал Л.Е. Кербель, а не я. В нашей компании работает Александр Михайлович Московец. Он ушел в другой кабинет и торжественно оттуда принес эту голову Маркса, которую я слепил, а потом с нее сделал рисунок на планшете. Есть планшет такой, он соединен с компьютером, я на мониторе художник видит то, что рисует.
Есть выражение «эту картину нарисовал искусственный интеллект». Я на это говорю так: «Может быть у меня интеллект искусственный, а мозги натуральные». Могу сказать, что в АО «Марка» искусственный интеллект вообще не используется.
Обычно, я делаю несколько набросков, рисунков, из которых потом и собирается композиция. Не всегда удаётся поработать с натурщиками, поэтому для большей достоверности фотографирую себя или товарищей, чтобы посмотреть, например, как ложатся складки на рукаве, как разлетаются от ветра полы шинели или, скажем, как генерал бинокль держит. Для этого ставлю на штатив фотоаппарат, настраиваю его в режиме отложенной съемки, надеваю шинель, беру бинокль и делаю несколько фотографий, а потом уже гляжу на снимки и выбираю наиболее характерные складки на одежде, наиболее убедительные положения рук, ног, головы и т.д.

— Сколько времени занимает у вас работа над марками?
— По-разному. Над какой-то работаю неделю. А иногда и за ночь могу нарисовать. Например, марка, посвященная Бродскому была создана буквально часа за два. Это был срочный заказ. Дали мне его утром, а в обед уже нужно было показать результат. Сделал портрет, успел и фон, и эскиз был показан на худсовете. Наш директор, Артем Валерьевич Адибеков посмотрел и говорит: «Вот так оставь». Но я так не могу. На следующий день начал что-то править, старался рисунок улучшить, и опять показал на худсовете.
— Я же сказал, не надо ничего трогать, — строгим голосом сказал Артем Валерьевич. Так эскиз стал маркой.
— У вас есть любимая марка? Или вам больше нравятся работы ваших коллег?
— Мне нравятся марки, которые я видел в детстве. А свои нет. Я думаю, что нет такого художника, который бы сказал — мне все нравится. Потому что в определенный период времени ты живешь этой картиной, этой маркой, а потом начинаешь жить другим, смотришь на свою работу, видишь огрехи, начинаешь думать, что можно было и по-другому нарисовать, чуть-чуть изменить. Работы моих товарищей нравятся, когда они сделаны талантливо. Очень интересные работы бывают у Владимира Ивановича Бельтюкова, у Саши Московца, да практически у всех.
— И нет марки, где все сделано идеально?
— Идеального ничего не бывает. Но вот блок, посвященный Сергию Радонежскому, на мой взгляд, удался. Здесь бы ничего не стал менять. Потому что мне хотелось для Сергия сделать необычный памятник. Я несколько раз был в Питере, в храме Воскресения Христова. Если помните, там от пола и до потолка сплошная мозаика. Ее выполняли разные художники, но используя один материал — смальту. Мне пришла в голову идея сделать блок, посвященный Сергию Радонежскому, с эффектом мозаики. Для этого создал новую кисть прямоугольной формы. Если нужно было мозаику «выкладывать» под каким-то углом, я поворачивал всю марку. Как и в настоящей мозаике кусочки смальты не сориентированы в одном направлении, там все меняется. И потом, когда марка была нарисована, на ее просмотре руководство предложило еще сделать на этих мозаичных плиточках выборочную лакировку (блеск), бронзовую пасту и конгрев.
Еще мне очень нравится моя марка, посвященная 70-летию освобождения России и Белоруссии от фашистских захватчиков. На марке пожилая женщина обнимает солдата-освободителя. А на полях блока изображено много фигур, много деталей, которые потребовали тщательной проработки. Получилось, на мой взгляд, достаточно убедительно.
— Сергей Александрович, в процессе работы о чем думаете?
— О том, что это большое счастье, когда что-то делаешь для людей и у тебя эта работа хорошо получается. Еще приходят мысли: «Как люди будут воспринимать марку? Все ли им понравится в ней?».
— Кто первым видит конечный результат вашей работы?
— Редактор, потом руководство, затем худсовет, на котором начинается товарищеская критика. Она очень важна, так как это и есть движение вперед для любого художника.

— Как относитесь к критике в свой адрес от простых обывателей?
— Иногда мне говорят, мол, посмотри, какие-то отзывы на твои марки в соцсетях пишут. Я всегда по этому поводу вспоминаю Пушкина: «Хулу и похвалу приемли равнодушно. И не оспоривай глупца...». Для меня важно лишь то, что сказали бы мои дорогие учителя, художники старших поколений. Я смотрю всегда их глазами, потому что они профессионалы. И мне их стыдно подвести своим неумением.
— Помимо марок вы создаете еще и конверты. Сюжеты на них посвящены природе. На одном из последних изображена лиса. Чем обусловлено её появление?
— Вы, наверное, знаете такого художника Сергея Куприянова. Когда я начал рисовать конверты с пейзажами, то, безусловно, не мог не познакомиться с творчеством Сергея Алексеевича. В итоге, накупил уже больше ста его конвертов. Если внимательно их рассмотреть, то можно заметить одну интересную особенность — он чувствовал природу ничуть не хуже Левитана. Во многих его работах заложен очень сильный эмоциональный заряд. Вот мне и захотелось сделать что-то на таком же уровне.
— А Дед Мороз на конверте как появился? Которого лепит папа с детьми...
— Когда мои дети были маленькими, я перед Новым годом такого же Деда Мороза вылепил около нашего подъезда. «Прожил» он всего часа три, не больше. А другой, такой же, но в деревне, на даче, простоял до весны. Солнце припекало его с одной стороны, и он начал клониться как-то на бок. Но ведь стоял и никто его не трогал... Вот и попробовал воссоздать его на конверте.

— Сергей Александрович, нарисуйте, пожалуйста, мне ежика, — эта неожиданная просьба одной из присутствующих на встрече дам, нисколько не смутила художника. Буквально за минуту на предложенной ему открытке появился милый зверек.

— Давайте я сейчас немного добавлю штрихов, — Ульяновский опять начал рисовать.
— Вот так оставьте, — сказала я словами А.В. Адибекова и Сергей Александрович заулыбался.
— Вы рисуете с детства?
— Да, у меня в детском саду было прозвище «Художник».
— А у вас в семье еще художники были кроме вас?
— Нет. Летчики были, инженеры, конструкторы.
— Вы сами коллекционируете почтовые марки?
— Нет.
— Марку на какую тему вы мечтаете создать?
— Вы знаете, даже не думал. Если была бы возможность, то марку со Сталиным. Почему? Потому что он создал вот это огромное и сильное государство и все, чем мы живем до сих пор. К нему может быть разное отношение, как к человеку, но он, однозначно, достоин уважения.
Завершилась встреча традиционной автограф-сессией.


Коллекционеры долго не отпускали художника. Кто-то хотел сфотографироваться с Мастером...


А юный филателист Степан Фаворов получил от Сергея Александровича бесценный совет и высокую оценку своей работы, посвященной Победе в Великой Отечественной войне...


Как прошло мероприятие, посвященное 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в московском салоне «Коллекционер», читайте в следующей статье.
Продолжение следует...
Елена Кравцова