Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Любимый архитектор императрицы

Поиск по статьям:

Любимый архитектор императрицы

2024-04-10 14:10:10, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

День памяти об Антонио Ринальди

Наш рассказ об Антонио Ринальди (1709 — 10 апреля 1794), итальянском архитекторе, работавшем в России, мы решили начать с ораниенбаумского периода его творчества.

Антонио Ринальди от природы имел гибкий ум и мог дипломатично общаться с власть предержащими. Это позволило ему успешно работать при смене эпох. Ринальди изначально именовал себя «архитектором Великой княгини Екатерины Алексеевны». И то, что первоначально он был приписан ко двору Петра III, не оказало отрицательного влияния на судьбу его архитектурных замыслов

В городе Ломоносове Ленинградской области бережно хранится заказанный Екатериной Великой Китайский дворец, единственный образец стиля рококо, созданный Антонио Ринальди.

Он располагается на юго-западе Ораниенбаума, в музеефицированном дворцово-парковом ансамбле.

Согласно одному из предположений, в период с 1755 по 1761 годы Ринальди вместе с П.Ю. Патоном возводит в Ораниенбауме также и Оперный дом, который по другим данным атрибутируется как постройка Б.Ф. Растрелли. В 1758-1762 годах, ещё до восшествия Екатерины Второй на Российский престол, Антонио Ринальди возводит на юго-востоке Ораниенбаума дворец Петра Третьего.

Несмотря на то, что этот дворец предназначался исключительно для потешной крепости Петерштадт, Ринальди предельно серьезно и добросовестно отнесся к этой работе, чем вызвал заслуженное доверие со стороны великокняжеской четы, и тем самым обеспечил себе большое будущее в России, при дворе Екатерины Великой.

А. Бенуа. Ораниенбаум. Дворец Петра III

Ринальди в постройке данного дворца, именовавшегося в современных ему документах «каменным домом», стремился достичь необычного объемно-пространственного решения. План дворца Петра Третьего – квадратной формы, где один из углов срезается, по характерной для всего творчества Ринальди, дуге.

Главный фасад дворца обыгрывается посредством плавного перехода от одной стены здания к перпендикулярной ей, что позволяет видеть строение одновременно с трех сторон. Подобный прием способствует восприятию дворца в развороте, и при этом добавляет строению массивности и значительности.

Основателем и заказчиком вышеупомянутого Китайского дворца, выступила Екатерина Вторая, которая и впоследствии предоставляла архитектору право реализовывать очень смелые и дорогостоящие проекты.

Екатерина быстро потеряла интерес к Ораниенбауму, после чего Ринальди станет выполнять её многочисленные заказы уже в Царском селе.

Дворянское происхождение Антонио Ринальди побуждало его придерживаться во всех своих работах не только изящества форм и оригинальности исполнения проектов, но и осуществлять отделку зданий дорогим поделочным камнем и ценными породами дерева. В ряде случаев это не могло не возмущать его современников, которые понимали, какие потери при этом несет российская казна. Однако главная заказчица этих проектов полностью отдавала себе отчет в том, насколько их осуществление повышает престиж императорской власти и страны в целом.

Следование стилю шинуазри, название которого с французского переводится буквально как «китайщина», побуждало Ринальди использовать мотивы китайского искусства таким образом, чтобы они вызывали интерес у европейцев, и при этом не порождали отчуждения.

Традиционные для Китая стилевые приёмы Ринальди применяет в оформлении архитектурных интерьеров Китайского дворца, следуя европейской моде своего времени. 

Ринальди превосходил всех своих современников в умении за внешне неброским фасадом спрятать настоящие сокровища. Однако и собственно фасады, в ряде случаев, поражают воображение своей изысканностью, достаточно вспомнить Мраморный дворец авторства Ринальди в самом Санкт-Петербурге.

Ринальди вооружался хорошо испытанным приёмом единства внутреннего убранства дворца и природы, характерным для стиля рококо. От катальной горки, предшествовавшей по времени создания аналогичной затейливой конструкции для царской забавы в Царском селе, остался только павильон, обращенный в сторону просеки, который ранее практически полностью был занят горкой.

Если в Ораниенбауме Екатерина Вторая при помощи катальной горки только развлекала гостей, то в Царском селе её протяженный пандус со стороны Камероновой галереи и Агатовых комнат помогал императрице спускаться на коляске для прогулок в парк.

Царское село. Пандус катальной горки. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых. 2012г.

Несмотря на то, что от стиля рококо пришлось отказаться, пристрастие к «китайщине» у российской императрицы не ослабевало. Это позволило зодчему продвигать идеи рококо подобным косвенным образом. Так, например, в период с 1778 по 1779 год Ринальди вместе с Ильёй Васильевичем Неёловым сооружает в Царском селе, у входа в Александровский парк, здание придворного летнего (китайского) театра, ранее носившего название «Каменной оперы».

Предавая забвению Ораниенбаум как воплощение стиля рококо, Екатерина Вторая в то же время активно поощряла проекты Ринальди в стиле шинуазри. Так, в Александровском парке она приказала Ринальди и Чарльзу Камерону соорудить целую Китайскую деревню, которую она увидела у своего дяди, шведского короля Адольфа Фредерика, в Дроттнингхольме. В эту деревню входил Китайский павильон. Он и в настоящий момент является украшением данного дворцово-паркового ансамбля.

И хотя в Царском селе подобный проект в полной мере не получил своей реализации, тем не менее, из восемнадцати запланированных к возведению строений десять оригинальных построек сохранились и по сей день, поражая своим разнообразием и утонченностью исполнения каждого посетителя Александровского парка.

Одного китайской темой творчество Ринальди в Царском селе не ограничивалось. Ещё одним немаловажным направлением, в котором Екатерина Вторая поощряла своего любимого архитектора, было создание так называемой «каменной летописи», призванной в виде ворот, колонн и обелисков увековечить победы русского оружия и наиболее выдающиеся свершения в гражданской сфере.

Чесменская колонна, также называемая Орловской, представляет собой памятник, с 1770-х годов возвышающийся над гладью пруда в Екатерининском парке. Колонна была призвана увековечить память о победе русского флота под командованием Алексея Григорьевича Орлова над турецким флотом во время сражения при Чесме, 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года.

Царское село. Чесменская колонна. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых. 2012г.

Ринальди выполнил ростральную колонну из мрамора с применением бронзового литья, которое должно было приобщить к композиции скульптурные элементы работы скульптора Иоганна (Иосифа) Готлиба Шварца, академика орнаментальной скульптуры Императорской Академии художеств.

Они изображают ростры – носовые части неприятельских кораблей, которые было принято демонстрировать народу как свидетельство значительности одержанной победы. Стилобат Чесменской колонны был выполнен из гранита. Монумент выдержан в классицистической традиции, среди приверженцев которой была и российская императрица Екатерина Вторая.

Отрицая "елизаветинское барокко" как один из ярких символов предшестующей эпохи, она стремилась возвысить свое имя в каждой новой постройке в стиле классицизма. Ринальди сооружает в честь вышеупомянутой победы ещё и мраморный Чесменский обелиск, представляющий собой памятник, который расположен на берегу Белого озера в Дворцовом парке Гатчины. Таким образом, в имении, дарованном Екатериной Второй своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову, была увековечена память о ратном подвиге его родного брата.

Кроме Чесменской колонны, Ринадьли воздвигает в Царском селе ещё две – Морейскую и, предположительно, Крымскую. В отличие от Чесменской, Морейская колонна возвышается уже не над прудом, а над самим Екатерининским парком вблизи павильона Эрмитаж. Её сооружение в 1771 году посвящено победе, одержанной русскими над турками на полуострове Морея, также носящем название Пелопоннес. Как и Чесменское сражение, оно состоялось в 1770 году в ходе Русско-турецкой войны.

Подобно Чесменской колонне, Морейская также является ростральной, мраморной, и выдержана всё в тех же классицистических традициях. Крымская колонна, которая предположительно относится к наследию Ринальди, также носит название Сибирской. Оно появилось у данного монумента благодаря так называемому «сибирскому» мрамору, из монолитного блока которого она и была сооружена. Но добыт он был не в Сибири, а на Урале, вблизи Екатеринбурга. Подобный мрамор использовал и архитектор Неёлов при постройке Сибирского моста.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн, Крымская колонна воздвигнута на гранитном основании рядом с комплексом зданий Запасного двора и кордегардий. В настоящий момент данный участок относится к Баболовскому парку. Крымская колонна появилась здесь в память о заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

В 1783 году, в честь присоединения Крыма к Российской империи, Крымская колонна получила органичное навершное дополнение в качестве скульптурной композиции, состоящей из бронзовых трофеев.

Основой для данной композици послужил рисунок академика и старшего профессора Императорской Академии художеств Гаврила Игнатьевича Козлова. Также в период с 1771 по 1772 год (по иным данным – в декабре 1771 года) Ринальди воздвигает Кагульский обелиск, называемый Румянцевским, в честь графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.

Именно под его командованием русскими войсками была одержана победа над турками во время сражения 21 июля (1 августа) 1770 года у реки Кагул на юге современной республики Молдова.

Кагульский (Румянцевский) обелиск. Фото П. А. и О.Ю. Латышевых. 2012 г.

Дореволюционная открытка

Мраморный Кагульский обелиск имеет памятную надпись, нанесённую на бронзовую доску. Он сооружён вблизи Большого Екатерининского дворца со стороны Зубовского флигеля.

Здесь же, в Екатерининском парке, в 1773 году Ринальди воздвиг ещё один монумент. В настоящий момент он носит название «Памятник Александру Дмитриевичу Ланскому», или же «Пьедестал мраморный в честь добродетели и заслуг». Он посвящен фавориту Екатерины Второй Александру Дмитриевичу Ланскому.

Изначально данный монумент был призван играть роль абстрактной архитектурной аллегории «добродетели и заслуг», и с именем конкретного человека, равно как и с памятным событием, не связывался. И только год спустя после возведения, когда умер Александр Дмитриевич Ланской, вышеупомянутая аллегорическая композиция была переведена в разряд памятника данной персоне. Тогда на его мраморный пьедестал под фигурной вазой были прикреплены барельефы и бронзовая доска с надписью.

Заключительной работой царскосельского периода творчества Ринальди 1777 - 1782 годов стали Орловские ворота на границе Екатерининского парка, также называемые ещё и Гатчинскими, поскольку дорога от них ведёт в Гатчину.

Символично, что они демонстрируют направление, в котором должен был по воле императрицы удалиться в своё имение генерал-фельдцейхмейстер Григорий Григорьевич Орлов. Но официально данный прижизненный монумент воздвигался в ознаменование успеха в борьбе с эпидемией чумы 1771 года в Москве, которую и возглавил фаворит императрицы.

Во фризе фасада Орловских ворот помещается цитата из стихотворного послания к Григорию Григорьевичу Орлову его современника, выдающегося русского поэта и драматурга Василия Ивановича Майкова: «Орловым от беды избавлена Москва».

Во фризе фасада, обращённого к Екатерининскому парку, содержится подробное повествование о борьбе Орлова с чумой.

Строительные работы на Орловских воротах велись под наблюдением архитектора Ильи Васильевича Неёлова. Участвовал в этом и каменных дел мастер И. Пинкетти, с которым Ринальди сооружал Чесменскую колонну.

Розовый тивдийский мрамор, который Ринальди использовал для колонн и филенок, хорошо обыгрывается серым мрамором, применённым для облицовки основного массива Орловских ворот. Аналогичное сочетание будет использовано Ринальди и при оформлении фасада Мраморного дворца близ Летнего сада в Санкт-Петербурге.

За год до завершения работы над Орловскими воротами Ринальди построит для Орлова Большой Гатчинский дворец. Но ни им, ни Мраморным дворцом, по-настоящему Орлов воспользоваться не успеет. 

О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Луизетто Мауро 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru