Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  О художнике, путешествиях и почтовых конвертах

Поиск по статьям:

О художнике, путешествиях и почтовых конвертах

2024-03-13 15:08:35, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня мы хотим познакомить вас с художником А.В. Березиным. Алексей Владимирович — живописец, график работающий в жанре портрета, пейзажа, станковой графики и книжной иллюстрации.

В творчестве автор опирается на академическую школу, традиции русского реализма, работая в классических жанрах. Основная тема творчества художника — человек в контакте с природой, гармония с ландшафтом и городом.

Помимо этого, Алексей Владимирович рисует конверты, которые отправляет в разные страны мира, оставляя на них свои впечатления. Об этом он сам рассказывает в своей статье.

*  *  *

Художник и странствия… Эта тема давно прослеживается в культуре человечества: запечатлеть пейзажи, города и континенты стараются все творческие исследователи из разных уголков земли.

«Московский почтамт»

«Путешествующий художник»… Это определение относится к множеству мастеров, которых вдохновляло знакомство с новыми странами. Они создавали зарисовки увиденного на холстах, в блокнотах и альбомах. Мы можем встретить художников-первооткрывателей, путешествующих вместе с мореплавателями, художников-документалистов, отправляющихся в творческие командировки, художников-космонавтов, художников-фронтовиков.

С XVII и до середины прошлого века существовал особый жанр путевых заметок, в котором живописцы и рисовальщики создали не только изобразительные, но и литературные описание быта и жизни разных уголков света, возможность увидеть которые доступна далеко не всем. Художники, как правило, превращают походные зарисовки в полноценные, большие произведения или творческие репортажи - отчеты, а бывает так, что оригинальной идеей художника становится путешествие рисунка от места его создания по дорогам страны, лентам отделений связи, в сумке почтальона до финальной точки – почтового ящика адресата.

Это рассказ о современном московском художнике, которого вдохновили странствия и любовь к графическому рисунку. А объединила эти два увлечения, создала новую творческую среду почта, отправляя каждый раз конверт с авторским изобразительным посланием на нем.

Путешествуя по России и Европе, художник Алексей Березин оставляет свои впечатления не в альбоме, как это делают обычно художники, а на почтовых конвертах, которые выполняют роль основы - бумажного листа. Еще во время обучения в Российской академии живописи, ваяния и зодчества начинающий художник много работал в жанре пейзажа, ощутил притяжение станковой графики и новых выразительных возможностей этого жанра, где быстрые штрихи или линия способны передать увиденное.

Идея изобразить пейзаж или городской вид именно на конверте появилась случайно: такое послание стало подарком домашним и друзьям из поездки. Отправить походную зарисовку по почте из того уголка страны, где сейчас находишься, и было оригинальной идеей автора, определившей впоследствии его творческий интерес. Сначала это были единичные рисунки, а потом появилась целая серия, которая сложилась в настоящий документальный проект.

После того как рисунок появляется на конверте, он совершает свое дальнее путешествие, к нему добавляются марки, почтовые штампы, пометки, он попадает получателю уже совсем другим, со своей новой почтовой историей.

А были ли художники, которых привлек и вдохновил чистый почтовый конверт как основа для их рисунка? Творческие эксперименты, создания смелых художественных форм, новых пластических решений в жанре графики привлекали мастеров с начала ХХ века во всем мире. Художники пробовали декорировать и оформлять в том числе и конверты, связывая изображение с темой послания, превращая их в оригинальный подарок адресату.

Знаменитый европейский художник Эгон Шиле (1890-1918) был одним из первых создателей рисунков на чистом почтовом конверте. Нам известны изумительные рисунки-послания 1941 по 1954 гг. на конвертах, выполненные Анри Матиссом (1869-1954) и адресованные его другу писателю и художнику Андре Рувейру (1879-1962).

В 50-х годах прошлого века американский художник Рей Джонсон (1927—1995) решил отправлять фрагменты своих картин по почте, пригласив к сотрудничеству графиков, пытавшихся найти свой путь в экспериментах с художественной формой, позже он основал общество «Сеть, искусство по переписке» и «Нью-йоркскую, корреспондентскую школу искусств», превратив авторское оформление конвертов и открыток в целое направление изобразительного искусства, называющееся «Мэйл-арт» (Mail-art). Эта художественная школа дала старт увлечению новым «почтовым искусством», соединившим художников любителей и профессионалов по всему миру.

С появлением оригинальных творческих идей, замыслов и выставок художники активно объединяются в клубы и сообщества, такие как международный союз «IUOMA», «Аrtistamp», «Stampart», и теперь уже можно уверенно говорить об утвердившемся виде искусства в глобальном масштабе. Сегодня это художественное явление продолжает активно жить и развиваться, превратившись в массовое течение «Посткроссинг» (Postcrossing), связавшее все континенты, людей разных возрастов и профессий.

«Москва. Красная площадь» 

У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь естественно подводит его к теме, близкой его интересам, которая становится его открытием.

В творчестве Алексея Березина появилась идея оригинального художественного повествования посредством рисунка и почтового конверта. Этот замысел оказался настолько удачным, что указал дальнейший путь мастеру графики: появился свой почерк, каждая новая работа, новый конверт - это продолжение его открытия.

«Москва. Высоко-Петровский монастырь»

Творческим принципом Березина является именно живая зарисовка с натуры, впечатление от увиденного, которое для художника стало целенаправленным, спроецированным на конкретное место и время действия, глубоко личностным и эмоциональным. В созданной серии рисунков на конвертах соединились изобразительное искусство и филателия. Художник творчески подходит к выбору марок, иногда целых блоков, подбирая тематические изображения стран и городов, в которых сделан рисунок, а почтовые штампы дополняют композицию, создавая необычные графические решения.

«Москва. Высоко-Петровский монастырь»

На конвертах запечатлены парадные панорамы Санкт-Петербурга, виды Красной площади Москвы, старинные церкви и монастыри Нижнего Новгорода, Смоленска, Рязани, Орла, Сергиева Посада, Александрова и других русских городов. Каналы и архитектура Копенгагена, соборы и дворцы Барселоны, шведские домики с дерном на крышах Лунда и Мальме.

Для каждого рисунка художник выбирает свой формат: для быстрой и небольшой зарисовки – маленький конверт, для более детально проработанного и законченного графического произведения – большой. Он рисует на конвертах светлых оттенков: белых, бежевых, цвета топленого молока и слоновой кости,- но иногда берет черные или красные, на которые наклеивает вставки из белой бумаги, и получается рисунок в рамке-паспарту.

«Свято-Троицкая Сергиева лавра»

Рисунки выполнены в разных графических манерах: где-то мы увидим контурный и линейный рисунок, а где-то художник использует штриховку и тон. Основой всегда служит конверт, но художественные материалы всегда разные: карандаш, уголь, тушь, капиллярные ручки. При создании быстрого контурного рисунка художник пользуется перьевой ручкой. Линия в нем живая, ее характер постоянно меняется: она то тонкая, легкая, почти незаметная, то плотная и упругая, она оставляет на конверте свободный след впечатления и настроения художника.

«Вид площади И.Сусанина. Кострома»  

В данной манере выполнены рисунки из Москвы, Самары, Тулы, Владимира, Александрова и других городов. (Илл.1, 1(1),1(2),1(3),1(4),1(5)) Яркий пример контурного рисунка - вид площади Ивана Сусанина в Костроме, (Илл.2) доминантой которой выступает пожарная каланча с помещениями гауптвахты, построенная в 20-30–е годы XIX века. Контурный рисунок в данном случае подчеркивает правильность и четкость, характерную для архитектуры позднего классицизма.

Почти во всех своих рисунках Алексей Березин захватывает и останавливает мимолетные моменты повседневной жизни, отдельные сцены, людей, проходящих мимо. Художник, несомненно, обладает даром пытливого наблюдения за окружающим миром. Соборы Московского Кремля, отражающиеся в стеклянных стенах Дворца Съездов, – классический линейный рисунок.

«Государственный Кремлевский дворец»

В нем соединились декоративность и монументальность. Линия здесь пластичная и объемная, она формирует пространство, подчеркивает структуру архитектурных форм, передает фактуру предметов и материалов.

В рисунке Смоленской крепостной стены художник использует штриховку, работая мягким карандашом.(Илл.4)

«Крепостная стена. Смоленск»

Эта техника дает возможность передать глубину пространства, показать тональные и светотеневые отношения. Художник применяет различные штрихи: от легких, едва заметных, до широких и насыщенных, каждый из которых имеет свое направление и движение, что делает рисунок живым. Вид одного из соборов Троице-Сергеевой лавры на черном конверте художник выполняет тушью и кистью.

Рисунок построен на контрасте легких и воздушных архитектурных форм с насыщенным и выразительным передним планом, изображающим деревья.

Собор Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле, построенный в XVII столетии, художник рисует углем. 

«Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле»  

Уголь дает мягкий бархатный тон. С его помощью можно сделать быстрый обобщенный тональный рисунок без проработки отдельных деталей, создать воздушную перспективу. Большая часть рисунков выполнена в интересной авторской манере, где причудливо переплетающимися линиями создается, "лепится" объем и пространство. В такой манере художник изобразил храм, стоящий на высоком берегу реки Волги в Нижнем Новгороде. 

Множеством линий передаются не только архитектурные формы, но и водная гладь, движение и трепет воздуха. Недавно художник стал использовать для большей выразительности непростой художественный материал- акварель, с присущей ей текучестью, быстротой, яркостью, рисунки приобрели цвет и стали выглядеть живописными картинами. Это новое творческое решение привнесло в графический ряд конвертов разнообразие, и тема путевых зарисовок обогатилась новой цветной гранью.

«Панорама Санкт-Петербурга»

Рязанский кремль, волжские дали - все эти и многие другие акварели могут быть оформлены в рамы как законченные самостоятельные работы и предстать перед зрителем полноценными выставочными произведениями. Источник, питающий творчество,- это живая жизнь художника со своим временем, городами и, главное, с людьми.

Эта серия рисунков Алексея Березина достигла двух сотен единиц, и это количество все растет, впереди художника ждут новые пути, новые страны и новые города, из которых рисунки начнут движение по почтовым магистралям! Ну а сегодня художник считает, что главное путешествие и яркий рисунок у него впереди.

Автор конвертов художник Алексей Березин




Комментарии к статье:
2024-03-14 11:44:17, Сухарев А.И.
Благодарность большая автору! Такое сочетание - живопись на конверте - редко встречается в филателии. Но об этом художнике узнает не так большой круг любителей "малой" живописи. Обратило бы внимание на эту деятельность энтузиаста А.В. Березина АО "Марка"! Чтобы сотни тысяч людей в России любовались талантом живописца.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru