Оп-арт в филателии
2023-12-25 10:31:49, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Понятие «Оп-арт» связано с именем французского художника венгерского происхождения Виктора Вазарели (1908 - 1997), размещавшего на бумаге множество одинаковых геометрических фигур и создававшего тем самым интереснейший оптический эффект.
![](http://cmsdb.appscraft.mobi/cmsdb/article_images/images/vizareli-mixail.jpg)
Оп-арт отличается от поп-арта обилием одинаковых деталей, призванных создавать интересный оптический эффект. Вазарели родился в венгерском городе Печ в семье фермера. К изобразительному искусству он пришел не сразу, ибо вначале хотел посвятить себя медицине. Но страсть к изобразительному искусству взяла верх. Вначале он увлекся графическим дизайном и вскоре создал свое собственное бюро рекламной графики.
![](/cmsdb/article_images/images/Victor_Vasarely.jpg)
Шли годы, и художник стал философски трактовать геометрические орнаменты, обыгрывать их семантику. Новаторские открытия Вазарели быстро завоевали популярность.
![](/cmsdb/article_images/images/vizareli-kub.jpg)
Многократное повторение одной и той же геометрической формы, одного и того же изображения, создает особый музыкальный ритм. Представители обыденного сознания часто спрашивают у филателистов: «А зачем Вам сразу четыре марки? А какой смысл покупать целыми листами?». Точных ответов на эти вопросы пока нет, ибо «формула очарования» квартблока не разгадана.
![](/cmsdb/article_images/images/vizarel2i.jpg)
Отметим, что до нас не дошли сведения, какое впечатление производили на художника целые листы почтовых марок. Повлияли ли образы такого типа на изобретение поп-арта?
На заре филателии считалось, что покупать марки листами и квартблоками можно только ради целей самообогащения. Но шли годы, и поп-арт доказал, что у человека есть странная потребность увидеть тот или иной предмет в тиражированном исполнении. Лист марок как раз и удовлетворяет эту потребность, а квартблок демонстрирует некое удивительное единство четырех марок в единой «монтажной сборке».
![](/cmsdb/article_images/images/vizareli.jpg)
Вазарели умер больше десяти лет назад, а его удивительный метод сочетания однородных изобразительных элементов является удивительно современным, созвучным сегодняшнему дню. Этот метод продолжает существовать в бытовом дизайне, промышленной эстетике и, конечно же, в оформлении печатной продукции.
![](/cmsdb/article_images/images/1280px-Hungary_pecs_-_vasarely0.jpg)
К сожалению, самому Вазарели посвящены пока лишь одна марка Венгрии и одна марка Франции. Но вглядимся в сотни конвертов и марок, выпущенных во многих странах мира, – многократное повторение геометрических «музыкальных фраз» создает поистине завораживающий эффект.
Использование оптических эффектов, возникающих при многократном воспроизведении геометрических фигур, получило название оп-арт. Интересно, что сам марочный лист с его многократным повторением одной и той же марки является своеобразным произведением оп-арта.
![](/cmsdb/article_images/images/vizareli1.jpg)
Оп-арт по-прежнему оказывает значительное влияние на эстетику конвертов и марок. Интересно, что в сфере почтового дизайна художественные открытия Вазарели сочетаются с новаторским формотворчеством Малевича – композиции из повторяющихся квадратов встречаются нам на фирменных конвертах и на конвертах первого дня. Используются эти элементы и при рекламе филателистической продукции.
![](/cmsdb/article_images/images/victor_vasarely_ambigub_1970.jpg)
Оп-арт взят на вооружение в Великобритании, США и в других странах. Повторяющиеся изображения создают странный, завораживающий ритм. Можно предположить, что у этого направления большое будущее.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления