Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Публикация о дореволюционной «ЮДАИКЕ»

Ровно год назад в первом выпуске журнала «МИР МАРОК И МОНЕТ» за 2020 год мы опубликовали статью В.БЕРНШТАМА И П. ФЛОРЕНСКОГО о дореволюционной  «ЮДАИКЕ».

За истекший год авторы проделали огромную работу и передали нам расширенный варинат своего исследования, который мы предлагаем Вашему вниманию.

А перечень публикаций первого номера журнала за 2021 год размещен в анонсе на обложке.

Виньетки и марки еврейских политических организаций России начала ХХ века

Владимир Бернштам, Василий и Павел Флоренские

В настоящей работе авторы рассматривают виньетки и непочтовые марки еврейских политических организаций и партий на фоне политической жизни России в начале ХХ века. Настоящая статья является продолжением серии работ авторов [1 – 4], посвященных непочтовым маркам и виньеткам еврейских организаций России. В данной работе, как и в работах [3 и 4], впервые описаны некоторые марки, и виньетки, не вошедшие в известные авторам литературные источники.

Согласно переписи 1897 года в России проживало 5,2 млн евреев, что составляло 4% от почти 126 миллионов подданных империи (больше чем в какой-либо другой стране мира), которые объединяли несколько еврейских партий. В конце XIX - начале ХХ века в России в 700 населённых пунктах действовало 1200 еврейских организаций, в которых насчитывалось 300 тысяч членов [5]. В настоящей статье упоминаются только те еврейские партии и организации, виньетки и непочтовые марки которых известны авторам. Часть партий придерживалась социалистических взглядов, часть сионистских, а часть сочетала оба этих мировоззрения. Так и разделился материал: виньетки национально-социалистической партии Бунд, потом виньетки сионистских партий. Февральская буржуазно-демократическая революция явилась водоразделом, после которого, в обстановке политической свободы активизировалась деятельность, вышедших из подполья еврейских организаций. Неудивительно, что большинство описываемого авторами материала относится именно к этому периоду времени.

Период до Февральской Революции

Бунд

Многие еврейские не сионистские партии России в начале ХХ века придерживались идей национально-персонального автономизма. Профессор В. Е. Козляков [6] так описывает основные принципы этого учения, основоположниками которого являются австрийские социал-демократы О. Бауэр и К. Реннер (Р. Шпрингер). «По мнению О. Бауэра, источником и носителем национальных прав должны быть не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, независимо от места проживания, точнее – национальные союзы. В конституировании нации по персональному принципу и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса О. Бауэр и К. Реннер видели оптимальный способ разрешения межнациональных противоречий и прежде всего, обеспечения прав национальных меньшинств. Чтобы нация (и национальное меньшинство) могла защитить себя, она должна, по мнению К. Реннера, предстать перед государством в качестве субъекта национальных прав, обладать правом коллективного юридического лица, способного и правомочного самостоятельно удовлетворять культурные запросы и нужды своих соплеменников, независимо от места проживания».

По-видимому, наиболее известной из всех социалистических еврейских партий является Бунд [7]. В октябре 1897 года представители различных еврейских социалистических групп собрались в Вильно и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (сокращенно на идиш — Бунд). На I съезде РСДРП в 1898 году Бунд вошёл в состав РСДРП «как автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата» [8].

Рис. 1 членский билет Бунда, относящихся к времени нахождения Бунда в РСДРП (1898 – 1903; 1906 – 1912 гг.) .

Бундовцы выступали против репатриации в Палестину или создания отдельного еврейского государства. По их мнению, евреи должны были бы пользоваться экстра-территориальной автономией внутри существующих государств. В апреле 1901 года IV съезд Бунда высказался за отмену организационных отношений, установленных Первым съездом РСДРП, и принял резолюцию о замене автономии федерацией. Поэтому на II съезде РСДРП, состоявшемся в июле 1903 г., (Брюссель, Лондон) бундовцы оказались в оппозиции по ряду вопросов против группы возглавлявшийся В. И. Лениным.

 

Рис. 2 Обложка сборника материалов Четвертого съезда Бунда (июнь 1901 года)

«Бундовцы и польские социал-демократы возражали против права наций на самоопределение. Ленин всегда учил, что рабочий класс обязан бороться против национального гнета. Возражение против этого требования в программе — было равносильно предложению — отказаться от пролетарского интернационализма… Бунд претендовал на особое положение в партии. Он требовал, чтобы его признали единственным представителем еврейских рабочих в России. Пойти на это требование Бунда означало разделить рабочих в партийных организациях по национальному признаку…. После того, как съезд отверг требование Бунда признать его единственным представителем еврейского пролетариата, Бунд, представленный на съезде пятью делегатами вышел из партии, вместе с экономистами, в результате оставшиеся с В. И. Лениным оказались в большинстве и стали именоваться большевиками, а их противники – меньшевиками» ([9] с. 42).

Рис. 3 Виньетка, относящихся к времени нахождения Бунда в РСДРП (1906 – 1912 гг). Красная серо-зеленой бумаге.

Вернулся БУНД в РСДРП через три года - в 1906 году на объединительном съезде в Стокгольме, и находился в составе РСДРП до 1912 года, когда на шестой Пражской конференции был исключен из партии большевиков и перешел на меньшевистские позиции. Главной причиной были не интернационалистские, а националистические позиции БУНДа. В. И. Ленин писал: «Бунду остается разве только разрабатывать идею особой национальности русских евреев особым языком которых остается жаргон, а территорией – черта оседлости.» [10].

Сионистские партии и организации

Движение за репатриацию в Палестину зародилось в Восточной Европе как реакция на антисемитскую политику правительств и погромы. Организацией, продвигающей идею репатриации, явилась Ховевей Цион (буквально «любящие Сион»; в русской традиции палестинофилы), движение, основанное из разрозненных кружков и групп (главным образом из России) на их первом съезде в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения евреев на историческую родину и началом политического сионизма, провозглашенного Теодором Герцлем на Первом Сионистском конгрессе в 1897 году. Идеологом Ховевей Цион был одесский врач Лейб Пинскер.

В начале своей общественной деятельности он выступал за интеграцию евреев в российское общество и после начала Крымской войны вступил добровольцем в армию и служил военным врачом, за что был награжден медалью. Однако, после одесского погрома 1871 года и ущемления прав евреев России 1882 года стал активным сторонником репатриации евреев. Во второй половине 1897 г. почти все сторонники различных направлений сионизма в России вошли во Всемирную сионистскую организацию, (ВСО) основанную на принципах т.н. "политического сионизма". ВСО занималось сбором денег и пропагандистской деятельностью. Сионистские организации выпускали агитационные марки и виньетки.

Приведенная на рисунке 4 виньетка выпущена организацией Цеирей Цион - Молодежь Сиона - сионистским рабочим движением, действовавшим преимущественно в России. "Цеирей-Цион" объявляла себя сторонницей народного социализма и выступала за постепенную иммиграцию в Палестину.

Рис. 4. Одесса. Цеирей Цион. Синяя и черная на пожелтевшей бумаге. 35х45 мм.

Над звездой Давида развивается флаг с надписью на иврите «צעירי ציון» (Цеирей-Цион). В центре рисунка шестиконечная звезда, внутри которой помещена надпись: «ציון» (Цион). Центральная часть рисунка очень напоминает виньетку, разработанную художником Лилиеном для Еврейского национального фонда (рис. 5) и выпущенную в 1902 году.

Рис. 5. Лист марок Еврейского национального фонда (1902) с надпечаткой 1 мил. Марка № 1 [11]. Перфорация 101/2, Размер 14,5х15 мм. Внутри шестиконечной звезды надпись на иврите «ציון» (Цион). Выпуск головного офиса (Вена). (Коллекция В. и П. Флоренскиx).

Еврейский национальный фонд является некоммерческой организацией, основанной на пятом сионистском конгрессе в Базеле в 1901 году. Целью создания фонда являлся сбор средств на покупку земель в Палестине для строительства на них еврейских поселений. Деятельность Еврейского национального фонда распространялась на многие страны, включая Россию. С начала 1908 года известный деятель сионистского движения Иехиэль Членов взял на себя руководство делами Национального фонда в России. Однако российские власти всячески затрудняли деятельность сионистских организаций, т.к. их деятельность была направлена не только на организацию иммиграции евреев в Палестину, но и на формирование еврейского национального самосознания у евреев, живущих в Российской Империи и препятствованию их ассимиляции.

Рис. 6. Рига. В верху надпись «החלוצ בר'גה» )Ге-халуц Риги). Внизу надпись «‏בית יעקב לכו ונלכה‏‎» (Дом Иакова! Вставайте и пойдем!)

На Рис. 6 изображена непочтовая марка, выпущенная в Риге. Вверху в центре расположена звезда Давида внутри которой помещён белый круг с перекрещенными плугом и лопатой. Такие же круги помещены внизу у рисунка с левой и правой стороны. Нижняя надпись гласит «Бет Я‘аков леху ве-нелха» (Дом Иакова! Вставайте и пойдем!).

Это известный девиз организации БИЛУ, созданной харьковскими студентами в 1882 году во время еврейских погромов, прокатившихся по югу России после убийства императора Александра Второго. Само название «БИЛУ» представляет собой аббревиатуру призыва «Бет Я‘аков леху ве-нелха». Первые билуйцы в том же, 1882 году уехали в Палестину и основали несколько поселений, впоследствии превратившиеся в города. Верхняя надпись на описываемой нами марке – «Ге-халуц Риги» относится к организации Ге-халуц.

Вот что пишет об этой организации ЕЖЕВИКА - Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [12]: «Первые группы Ѓе-Халуца возникли в начале XX в. Становлению движения способствовал призыв М. Усышкина в 1905 г. к созданию «общееврейской рабочей организации, члены которой — здоровые телом и душой холостые юноши и девушки — примут на себя обязательство провести три года в сельскохозяйственных поселениях Страны Израиля, где они будут солдатами еврейского народа, однако их оружием будут не сабля и винтовка, а плуг и лопата». Под разными названиями движения такого рода возникли в различных странах: Ѓе-Халуц — в США, Билуим хадашим (`Новые билуйцы`), Ѓе-Халуц и другие — в России).» Лозунг организации БИЛУ на марке Ѓе-Халуц присутствует потому, что члены новой организации рассматривали себя продолжателями дела билуйцев, а перекрещенные плуг и лопата именно те атрибуты сельскохозяйственного труда, о которых писал Усышкин.

Авторам известна также непочтовая марка (рис. 7) религиозной организации «Агудат Исраел» («Союз Израиля»). Организация была создана в 1912 году. Её целью было «решать в духе Священного писания и соблюдения заповедей все вопросы, возникающие ежедневно в жизни еврейского народа». После основания государства Израиль организация превратилась в политическую партию, которая выступает за усиление влияния Торы и еврейского законодательства (Галахи) в израильском обществе.

Рис. 7 Надпись на иврите «‏אֲגֻדַּת יִשְׂרָאֵל» («Союз Израиля»).

1 июня 1907 г. по решению Сената деятельность всех сионистских организаций в России была запрещена, и они действовали только в подполье. Это не мешало еврейским организациям собирать и переправлять деньги на нужды ВСО. В письме к Л.М. Кагановичу в 1913 году Правление еврейских колоний Кёльна отметило, что, хотя на первом месте по величине пожертвований стоит Россия 237 284 марок 83 пфеннингов, то в пересчете на количество евреев в России лишь 2 копейки в год, что отодвигает её на девятое место [13].

После февраля 1917

Политическая ситуация в России коренным образом изменилась после Февральской буржуазно-демократической революции, которая произошла в конце февраля (по григорианскому стилю) 1917 года. 2 марта (15 февраля) в Ставку Николая Второго приехали депутаты Думы А.И. Гучков, и В.В. Шульгин и получили от Императора отречение от престола. Авторы приводят уникальную, ранее не публиковавшуюся фотографию Васи́лия Вита́льевича Шульги́на, сделанную В.П. Флоренским в летом 1966 году во Владимире

Рис. 8 В.В. Шульгин и Ю. А. Флоренская. Владимир, 1966 год.

Наступило время кажущейся свободы, поисков и надежд. 20 марта 1917 года на заседании Временного правительства по представлению министра юстиции А.Ф. Керенского было принято Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Наступила демократизация общества, была отменена «черта оседлости». Еврейские и, в том числе, сионистские организации и партии приобрели официальный статус.

В марте 1917 г. Российские сионисты восстановили в Москве центральное бюро всероссийского отделения Еврейского национального фонда, которое снова возглавил Иехиэль Членов. Центральное бюро национального фонда в России выпустило тогда следующее воззвание: «С чувством необычайной радости мы обращаемся к вам, товарищи и братья, на сей раз. На наших глазах совершилось величайшее событие в истории русского еврейства и поистине счастливо то поколение, которому суждено быть свидетелем этого исторического момента. Мы имеем в виду акт Временного Правительства от 21-го марта, отменивший все вероисповедные и национальные ограничения и сразу снявший с русского еврейства весь ужас и гнет бесправия, тяготевшего над нами в течение веков.» [16].

После Постановления от 21 марта сионистские организации в России были легализованы. Этому событию и посвящена виньетка Еврейского национального фонда, выпущенная в Бобруйске (Рис. 9).

Рис. 9. 1917.04.27 Бобруйск. Синяя на белой бумаге. Квадрат 40 мм, по рамке 35 мм.

Политическая свобода, наступившая после Февральской революции, нашла свое отражение в появлении большого числа виньеток и непочтовых марок еврейских политических организаций и партий. С апреля 1917 года, когда меньшевики окончательно оформились в самостоятельную партию (РСДРП), Бунд вошел в их партию, сохраняя автономный статус. В 1917 году, ко времени празднования своего двадцатилетия 20-27 сентября организации Бунда объединяли около 40 000 членов из 400 городов.

Пришедшие в октябре 1917 года к власти большевики, выступавшие против Бунда, привели к тому, что к 1921 году Бунд в Советской России был практически ликвидирован. Некоторые из его членов присоединились к партии большевиков, а часть стали членами Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей - Цион (переименованной в 1923 году в Еврейскую коммунистическую партию). На рисунках 10 – 12 изображены виньетки, посвященные юбилею Бунда.

Рис. 10. 1917. 09.20-27 Виньетка к двадцатилетию Бунда, (). Красная на серой бумаге. (Подробности происхождения виньетки авторам не известны)

Рис. 11. Всеобщий еврейский рабочий союз БУНД. Киев. 1917.09.27, двадцатилетие БУНДа. Ромб. 50х75 мм Литография, Красная на пожелтевшей белой бумаге

Рис. 12. 1917.09. Киев, «20 летний юбилей «БУНДА». Черная на серо-розовой бумаге. 25 х 45 мм. В центре в прямоугольной рамке (18 х 24 мм) рабочий с флагом и крестьянин с факелом. ([15], т.1(9), № 277).

С началом Первой мировой войны в Иркутск хлынула масса беженцев из западных российских губерний. В 1915 году в городе была образована «Иркутская бундовская группа», первоночально насчитывавшая 20 человек [16]. Но уже скоро численность группы дошла до 60 членов. Виньетка этой группы изображена на рис. 13.

Рис. 13. 1918. Иркутск. Бунд. 42 х 45 мм. Лиловый оттиск печати диаметром 33 мм. Бумага белая тонкая ([15], т.1(9), № 609).

Как уже отмечалось выше, сионисты с большим энтузиазмом отнеслись к реформам, проводимым Временным правительством. На VII конференции российских сионистов в Петрограде состоявшейся 24-31 мая (6-13 июня) присутствовали 522 делегата представляющих 140 000 членов сионистских организаций от 680 городов и местечек. Они единогласно выразили поддержку Керенскому «против его врагов».

Рис. 14. Фотография из журнала «НИВА»1917. №25. 7-ая сионистская конференция.

Российские палестинофилы, а потом и сионисты активно участвовали в процессе отправки евреев на Святую землю. Первые группы сионистов-социалистов «Поалей Цион» на территории России образовались на границе XIX и XX веков. Они имели разные взгляды на социализм, но в августе 1905 года на конференции в Цюрихе объединились в Еврейскую социал-демократическую рабочую партию. В 1906 году на своем Первом учредительном всероссийском съезде, состоявшемся в Полтаве, партия Поалей Цион приняла программу [17], разработанную Бороховым. В программе говорилось что «для евреев в странах рассеяния…невозможны ни нормально полное социалистическое, ни национально-полное развитие». Поэтому понятно, что объединение с РСДРП стоявшего на позициях пролетарского интернационализма, новая партия не могла, а с другой стороны, декларируя свой социалистический характер, Поалей Цион вышел из рядов ВСО. На рис. 15 показана виньетка, выпущенная этой партией в Саратове.

Рис. 15 1917. 07.11. Саратов. Черная на розовой бумаге. Литография. Круг. Диаметр 37 мм, внутренняя рамка диаметром 32 мм. ([11], т.1(9), № 649).

В 1919 г. от Поалей Цион» откололaсь левая фракция, образовавшая в августе того же года на конференции в Гомеле Еврейскую коммунистическую партию (Поалей Цион). Текст, помещенный на виньетка этой партии, выпущенной в сентябре 1919 года дает представление об идеологии Еврейской коммунистической партии.

Рис. 16. Сентябрь 1919. Виньетка Еврейской коммунистической партии (Поалей Цион) .

Объединенная Еврейская Социалистическая Рабочая партия (ОЕСРП) была создана 17 июля 1917 года в Польше, когда на съезде объединились Социалистическая еврейская рабочая партия и Сионистско-социалистическая рабочая партия. Виньетка (рис. 17), выпущенная в Бобруйске в 1917 году.

Рис. 17 1917 г. Бобруйск, абревиатура на русском языке и на идиш (сокращенное название) ""פֿאַראייניקטע אִידישע סוציאַליסטישע אַרבעטער פּאַרטיי (Объединенной Еврейской Социалистической Рабочей) партии и надпись «ארב''טער פרעססע» (рабочая печать).

Летом и осенью 1917 года прошли избирательные компании во Всероссийское Учредительное собрание и Учредительное собрание Украины, во время которых различные партии, в том числе еврейские, выпускали агитационные виньетки. Виньеткам, выпущенным во время этих кампаний посвящена специальная статья авторов [18]. В настоящей же работе описаны лишь несколько предвыборных виньеткок, отражающиx политическую активность еврейских партий. В Киеве во время выборов во Всероссийское Учредительное собрание под номером 3 значится Еврейская социалистическая партия. По мнению авторов именно, к этим выборам можно отнести 2 виньетки, выпущенные Объединенной Еврейской Социалистической Рабочей партией (рис. 18 и19).

Рис. 18. 1917. Киев. ОЕСРП, Черная на желтой бумаге.

Рис. 19. 1917. Киев. ОЕСРП, 45Х35 мм. Черная на розовой бумаге. На виньетке рис. 20, выпущенной в Киеве Объединенной Еврейской Социалистической Рабочей партией помещен текст в поддержку Украинского Учредительного собрания.

Рис. 20. Киев. 40х47 мм Черная на тонкой розовой бумаге. Обревиатура פ.א.ס.א.פ." " ""פֿאַראייניקטע אִידישע סוציאַליסטישע אַרבעטער פּאַרטיי (идиш) Объединённая Еврейская Социалистическая Рабочая Партия. Текст на идиш «זאל לעבן ד' אוקרא'נ'שע גר'נדונג פארזאמלונג «Да здравствует Украинское Учредительное собрание»

На виньетке (рис. 17) выпущенной той же Объединённой Еврейской Социалистической Рабочей Партией используется аббревиатура отличная от той, которая присутствует на киевской виньетке, показанной на рисунке 20, что может быть следствием того, что они выпущены в разных городах (в Бобруйске и Киеве) К выборам во Всероссийское Учредительное собрание меньшевиками, выступавшими в союзе с Бундом в Саратове, была выпущена виньетка (рис. 21).

Рис.21. Июль 1917 г. Саратов. 102 х 32 мм. Черная литографская печать на красной плотной бумаге. ([6] т.1( 9), № 650).

После Февральской революции, когда был отменен запрет на деятельность сионистских организаций, они начали активно действовать. Об этом свидетельствуют виньетки, выпущенные сионистами во многих регионах России без обозначения принадлежности к какой-либо партии или организации. Ниже приведено описание таких «анонимных» сионистских виньеток, известных авторам.

Алушта

Рис. 22. 1917(?) г. Алушта Синяя, желтая и черная на белой плотной глянцевой бумаге. 59х34 мм. Внутри шестиконечной звезды надпись на иврите «ציון» (Цион) ([15] т.1(9), №710).

Астрахань

Рис. 23 Астрахань. Белая мелованная, синяя и красная на толстой желтоватой бумаге. 45х23 ([20] т.5, 1979 с.33. № 313).

Бельцы

Рис. 24. Бельцы. Сине-и коричневая на пожелтевшей бумаге. 50Х20 мм. Надпись на иврите «"לטובת נמלטים בארץ ישראל"» (В помощь беженцам в Стране Израиля).

Елизаветград

Рис. 25. 1917. Елизаветград. Синяя одноцветная печать на кремовой бумаге. 50Х26 мм. ([15]т1(9), №707).

Симферополь

Рис. 26. 1917. Симферополь. Синяя, в цветах знамени на плотной бумаге. Квадрат 35 мм. Литографии Якубовича. Внутри шестиконечной звезды надпись на иврите «ציון» (Цион). ([15] т.1( 9), №714, [20] т. 5, 1979, с. 26 № 31)

Рис. 27. То же что рис. 26, но зеленая.  

Рис. 28. То же что рис. 26, но красная.  

Ниже мы переходим к описанию виньеток, о месте происхождения которых авторам ничего не известно.

На рисунке 29 показана виньетка, посвященная Неделе Эрец-Исраэль (буквально `Земля Израиля`)), название родины еврейского народа), прошедшей в России в 1918 году.

Рис. 29. Аноним. Желтая, голубая и черная на белой бумаге.Зубцовка12½. Линейная, по краю листа отсутствовала. Внутри звезды Давида надпись: «ציון» (Цион), под знаменем надпись «שבוע של ארץ ישראל» (Неделя Эрец-Исраэль (буквально `Земля Израиля` название родины еврейского народа). Под этой надписью обозначен год תרע''ח )5678 по библейскому летоисчислению который длился с 17 сентября 1917 года по 6 сентября 1918 года)

В своей книге [19] Феликс Кандель пишет «Весной 1918 года в сотнях еврейских общин с успехом прошла "Неделя Эрец Исраэль" – митинги‚ собрания‚ концерты‚ сбор пожертвований в Еврейский национальный фонд; на заключительном концерте в Петрограде вместе с еврейскими артистами выступал Ф. Шаляпин‚ исполнивший песню на идиш и гимн сионистов "Га-Тикву".» К этому событию российским отделением Еврейского национального фонда была выпущена серия благотворительных марок [20]. Авторам известны семь марок (рис. 30 – 37).

Рис. 30. 20 коп. «Евреи в изгнании». Коричневая, бумага белая тонкая, зубцовка линейная 11 ½, литографская печать, размер марки 39х30 мм, размер рамки 35х26 мм. Внизу надпись «שבוע של ארץ ישראל תרע''ח» (Неделя Эрец Исраель 5678).

Рис. 31. То же, что на рис. 30, но оранжево-коричневая на твердой бумаге.

Рис. 32. То же, что на рис. 30, но зеленая.

Рис. 33. 30к. "Видение Герцля". Коричневая, бумага белая тонкая, зубцовка линейная 11 ½, литографская печать, размер марки 42х30 мм, размер рамки 35х26 мм. Внизу надпись «שבוע של ארץ ישראל תרע''ח» (Неделя Эрец Исраель 5678).

Рис.34.0 То же, что на рис. 33, но синяя.

Рис. 35. 50 к. «Пахарь». Коричневая, бумага белая тонкая, зубцовка линейная 11 ½, литографская печать, размер марки 43х29 мм, размер рамки 35х26 мм. Внизу надпись «שבוע של ארץ ישראל תרע''ח» (Неделя Эрец Исраель 5678).

Рис. 36. То же, что на рис. 35, но зеленая.

Рис. 37. 1 рубль. Коричневая, бумага белая тонкая, зубцовка линейная 11 ½, литографская печать, размер марки 49х63 мм, размер рамки 37х52 мм. Внизу надпись «שבוע של ארץ ישראל תרע''ח» (Неделя Эрец Исраель 5678).

В рукописном каталоге В.В. Нейзеля [21] приведены описания и рисунки нескольких виньеток, содержащих изображения звезды Давида без каких-либо надписей (Рис. 38 – 40). По-видимому, их тоже можно условно отнести к виньеткам, выпущенным российскими сионистскими организациями.

Рис. 38. Черная на голубом полукартоне квадрат 47 мм. ([21] т. 5, с. 16, №143)

Рис. 39. Синяя на серо-голубом полукартоне. 62х41 мм. ([21] т. 5, с. 16, №141)

Рис. 40. Темно красная на толстой белой глянцевой бумаге 50х40 мм. ([21], т. 5, с. 3, № 20).  

Работая над темой непочтовых марок и виньеток еврейских политических организаций России авторы (будучи филателистами) увидели возможность сконструировать виртуальный картмаксимум, который вполне мог появиться в начале ХХ века в России (рис. 41). (Картма́ксимум, — художественная открытка с наклеенной на лицевой стороне маркой того же рисунка и с гашением, имеющим отношение к рисунку).

На дореволюционной открытке с видом «Башни Давида» в Иерусалиме наклеена марка Еврейского национального фонда с портретом основателя политического сионизма, доктора Герцля на фоне того же Иерусалимского пейзажа. Марка, помещенная на картмаксимуме относится к серии, выпущенной Еврейским национальным фондом в 1909 году и состоящей из 6 марок разных номиналов и цветов (выпуск 8 по каталогу [11]). На марке также содержится первая фраза из 137 псалма (Тегилим 137) «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя.», написанная на иврите. Номинал марки указан как арабской цифрой, так и ивритской (буквой ה).

Погашена марка почтовым штемпелем. Поскольку марка наклеена на российскую открытку и погашена в России, описываемый картмаксимум можно отнести к разрабатываемой авторами в настоящей работе теме. Интерес представляет и сама открытка, обратная сторона которой представлена на рис. 42. Открытка выпущена издательством «Лебанон». Это крупнейшее еврейское издательство было основано в Пруссии в 80-е гг. XIX в. В начале XX в. оно открыло свое представительство в Варшаве, а затем и в Москве. Издательство просуществовало до 1918 года, и за это время выпустило более 300 открыток [22]. Изображенный на открытке вид назван (на иврите и немецком) сионская крепость, представляет собой древнюю, много раз перестраивавшуюся цитадель у Яфских ворот Старого города Иерусалима.

Рис. 41

Рис. 42

Фотография Герцля, облокотившегося на балкон и взирающего на реку Рейн (рис. 43), является одним из наиболее известных изображений основоположника сионизма и используется во многих художественных композициях, в частности в дизайне марок.

Рис. 43

Автором этой фотографии, сделанной в декабре 1901 года, во время 5-го сионистского конгресса, является известный художник, график и фотограф, Эфраим-Моше Лилиен, родившийся в семье еврейского резчика по дереву 23 мая 1874 в Дрогобыче (Галиция). Лилиен послал этот снимок Герцлю по почте только через месяц после окончания конгресса. В прилагаемом письме он объяснял, что задержка посылки связана со временем, потраченным на печатание материала, и речь идет лишь о пробной копии. В ответ Теодор Герцль поблагодарил Лилиена за отличную работу и попросил прислать ему дополнительную копию, так как эту фотографию он отправил своей матери [23]. Именно эта фотография использована в дизайне марки Еврейского национального фонда, помещенной на картмаксимуме (рис. 41). Только вместо Рейна оказалась «Башня Давида» в Иерусалиме!

Авторы просят читателей, имеющих информацию о других виньетках и марках еврейских политических организаций России начала ХХ века или дополнительную информацию об описанных в настоящей статье марках сообщить ее авторам по адресу: florenpv@kmail.ru и fnbern@gmail.com.

Авторы заранее благодарны им за это. (Часть описанных в настоящей статье виньеток и марок находятся в коллекциях В.П. и П.В. Флоренских и В.З.Дронова). В заключении авторы приносят глубокую благодарность А. Н. Недайводину за содействие в работе и господину А. П. Нахимову за любезное предоставление фотографии из журнала «НИВА» 1917. №25 (рис. 14 7-ая сионистская конференция). 

Источники информации

1. Владимир Бернштам, Василий и Павел Флоренские, О чем рассказала марка, Дайджест • Е, № 11 (245), с. 2, 2019.

2. В. А. Бернштам, П.В. Флоренский, В.П. Флоренский, Еврейские благотворительные виньетки старого Вильно, «Эхо Литвы» – ежедневное независимое онлайн-издание. http://echo-lt.com/istoriya/181-evrejskie-blagotvoritelnye-vinetki-starogo-vilno.

3. В. А. Бернштам, П.В. Флоренский, В.П. Флоренский, «Жертвуйте на мацу для беженцев» Еврейские благотворительные марки Российской империи начала ХХ века, АНТИКВАР, № 1 (115) стр. 108 – 115, 2020.

4. П.В. Флоренский, В.П. Флоренский, В. А. Бернштам, Еврейские благотворительные марки России начала ХХ века, Серебро Слов, 2020. – с.24

5. Газета «Наша страна». Тель Авив 28.02.1972.

6. Козляков, В. Е. Национально-персональный автономизм: историография исследования, Труды БГТУ. - Минск: БГТУ, 2012. - № 5 (152). - С. 45-48.

7. Александр Вишневецкий, Бунд – партия еврейских рабочих, 28 февраля 2008 года газета "Новости недели" приложение "Время НН".

8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 1954, стр. 14.

9. ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (БОЛЬШЕВИКОВ) КРАТКИЙ КУРС, под редакцией комиссии цк вкп/б/, одобрен цк вкп/б/. ОГИЗ, 1938.

10. В. И. Ленин, Положение бунда в партии, ПСС, т 8, с 75.

11. Numismatica for collectors catalog Coins, Banknotes, Medals, Stamps, Telecards & Biblical coins (№ 19), p. 286, Tel Aviv, 2015.

12. Ѓе-Халуц (молодежное движение), Ежевика

13. Центральный государственный архив Октябрьской революции, РФ ДП ОО д.44.1914. л. 83 и 170.

14. Маор Ицхак, Сионистское движение в России. - Библиотека-Алия, Иерусалим, с. 473, 1977.

15. А. Н. Недайводин, Каталог отечественных непочтовых знаков. т.1, Рукопись, 2004 – 2018 гг.

16. Рабинович В. Ю. Факторы межэтнического взаимодействия: ереи дореволюционного Иркутска и принимающее общество. 130-141. «Мигранты и принимающее общество в Байкальской Азии: сборник научных статей», Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011.

17. Программа Еврейской социал-демократической рабочей партии ("Поалей-Цион"). - Петроград : издание Петроградскаго ком., [19--]. - 32 с. ; 16 см . https://www.prlib.ru/item/439581

18. Владимир Бернштам, Василий и Павел Флоренские, Виньетки еврейских политических организаций в предвыборных кампаниях 1917 года (в печати).

19. Кандель Феликс, Книга времен и событий. В четырех томах. Том 3. История евреев Советского Союза (1917-1939), М.—Иер., 2002 http://flibusta.site/b/319617/read

20. Historama http://www.historama.com/

21. Нейзель В., Каталог, рукопись, до 1937 г. Перепечатка 1978-1980 гг.

22. Открытки из прошлого о счастливой и несчастливой жизни, Издательство «Дом еврейской книги», 256 с, 2006.

23. В. Бернштам, Работы художника из Дрогобыча на израильских марках, Еврейські вісті, № 4-5, с.13, 2019.



Архив новостей

Лушие выпуски года
Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

2022

Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
 Достоевский

2021

Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
 С новым годом!

2020

С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
 Резьба по кости

2019

Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
Крымский мост

2018

Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
100 лет восстановлению патриаршества в России

2017

100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
К 1000-летию

2016

К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
марка 450-летию книгопечатания в России

2015

"Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
марка 450-летию книгопечатания в России

2014

"450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

2013

"1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

2012

"400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

2011

"Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
фото первопечатнику Федорову

2010

"500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
фото Чегевары

2009

"Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
Пекин 2008

2008

"Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

Названа лучшая марка России
марка посвященная Кутузову

1995

К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
Рейтинг@Mail.ru