3 октября в обращение вышел почтовый блок, посвящённый 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути.

Северный морской путь (СМП) — главная российская морская коммуникация в Арктике, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово море).
Соединяет европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5 610 км, протяжённость примыкающих к нему судоходных речных путей — около 37 тыс. км. Проводка транспортов через ледовые массивы возможна только с помощью ледоколов. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири, обеспечивает ввоз продовольствия, топлива, оборудования, вывоз леса, полезных ископаемых.
Современный СМП — итог многовекового освоения северных окраин России, его история начинается с первых плаваний поморов в XI–XIII веках, идея практического использования СМП высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 году. Его проект морского сообщения через Северный Ледовитый океан предвосхитил идею сквозного плавания по ледовым морям, осуществленную только в XX веке. Плавание летом 1648 года из устья реки Колыма к реке Анадырь Семёна Дежнёва с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий океан.
Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В.И. Беринга, высокоширотная экспедиция во главе с В.Я. Чичаговым, Северо-Восточная И. Биллингса – Г.А. Сарычева, Усть-Янская и Колымская экспедиции под руководством П.Ф. Анжу и Ф.П. Врангеля, новоземельские экспедиции Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова и А.К. Циволько. С 1877 года начались регулярные Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых. До 1919 года из-за отсутствия в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов из 122 экспедиций только 75 прошли успешно.

В 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» во главе с О.Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав возможность эксплуатации СМП. Тогда же создано Главное управление СМП (Главсевморпуть), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива и обеспечить безопасность плавания. В 1930–1940-е годы построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др.
В освоении СМП большую роль сыграли экспедиции: гидрографическая по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко». Среди выдающихся плаваний по СМП отмечается проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936). Большое значение имеют дрейф «Георгия Седова» (1937–1940), организация первой научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс – 1» (начала действовать 6 июня 1937) во главе с И.Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США, ледовые патрули, воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности
В годы Великой Отечественной войны СМП был важнейшей транспортной магистралью Арктики, по нему осуществлялся проход боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море.
На почтовой марке изображена роза ветров; на полях блока — известные мореплаватели и полярные исследователи России на фоне карты: С.И. Дежнёв, В.И. Беринг, Б.А. Вилькицкий, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин, А.Н. Чилингаров, а также ледоколы «Таймыр», «Ленин», научно-исследовательский аппарат «Мир-1» и животные, обитающие в северных морях.

Дополнительно к выпуску почтового блока изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска и Мурманска, а также художественная обложка, внутри — почтовый блок, виньетка, конверт первого дня с сувенирным гашением для посёлка городского типа Провидения.
Художники-дизайнеры: А. Егиазарян, Р. Комса, С. Свиридов.
Номинал: 350 р.
Размер блока (диаметр): 100 мм; размер марки в блоке (диаметр): 33 мм.
Тираж: 19 тыс.
Архив новостей